Анна Васильевна Зенькова – белорусский автор, ставший настоящим открытием весны 2020 года.Её повесть «С горячим приветом от Фёклы» – победитель в номинации «Выбор Командора» детской литературной премии имени Владислава Крапивина и обладатель гран-при литературного конкурса «Подросток N», организованного издательством «КомпасГид».
Родилась писательница в 1984 году в Минске (Республика Беларусь) в семье учителей. Отец – кандидат технических наук. Мать – кандидат химических наук. Анна окончила Белорусский государственный экономический университет, факультет международных экономических отношений, магистратуру по специальности «Маркетинг», поступила в аспирантуру по той же специальности, окончила её в 2013 году. С 2011 года преподавала на кафедре промышленного маркетинга и связи Белорусского государственного экономического университета. Мама троих детей.
Ещё в десятом классе она решила, что хочет стать писательницей. Тогда учительница русского языка со словами «Ребята, в вашем классе завёлся гений» зачитала сочинение Ани. Родители гордились дочерью, с удовольствием слушали её стихи и рассказы, но на филфак не пустили. Наученные опытом бурных девяностых, настояли, чтобы она
выбрала денежную профессию экономиста. Но Анна не унывала. В вузе стала писать в студенческую газету; когда пошла работать в банк, писала «в стол».
И вот Анна сидела на престижном писательском семинаре и ожидала восторженную реакцию на свой, казалось, гениальный текст. Она давно ждала эту поездку, ждала общения со своими коллегами по писательскому цеху – а те в буквальном смысле разгромили написанную ею сказку.
«Я посредственность и жалкая бездарь. Это конец», – думала Анна. И вспоминала, как много лет редакторы и издательства бесконечно присылают ей отказы. Правда, ведущий семинара, известный детский писатель Валерий Воскобойников, увидев, как мучится девушка из Минска, посоветовал: «Аня, вам обязательно надо продолжать писать».
Разгром на семинаре пошёл на пользу. Анна поняла, что многие замечания были справедливыми. И неожиданно для себя стала писать не новую сказку, а повесть для подростков.
Сегодня, спустя три года после того семинара, Анна Зенькова – признанная писательница, её книги выходят в самых крупных издательствах России. Наша героиня, которая шла к признанию более 10 лет, уверена: всё получилось потому, что в тяжёлые моменты, когда опускались руки, рядом был муж – он
всегда говорил «пиши».
Ей удаётся с одинаковым успехом писать книги для малышей, дошкольников и ребят постарше. В своих книгах она поднимает сложные темы, стирает границы между произведениями для взрослых и подростков, а её герои знакомы каждому из нас по жизненным ситуациям, проблемам и переживаниям.
Книжный обозреватель Татьяна Князева побеседовала с Анной о её литературном творчестве, о том, что нужно делать, чтобы ребёнок полюбил чтение, и о многом другом.
Какой, по Вашему мнению, должна быть идеальная детская книга?
Та, с которой читателю хорошо. А если не хорошо, то уж точно интересно. Книга – любая: и взрослая, и детская – это такой условный колодец, в котором дно по обложке не визуализируется. Но вполне может оказаться, что оно совсем близко к поверхности, и ты, нырнув, больно ударяешься лбом и думаешь: а что это было? А случается, что и наоборот. Плывёшь, плывёшь, а дна всё нет и нет. И дыхание тяжелеет. И мысли разные. Думаешь: ну где же оно, где? А его и правда нет! Колодец-то бездонный. Вот такая книга для меня – идеальная.
Вы, конечно же, любили в детстве читать. А какие книги были любимыми?
Любила, люблю и всегда буду любить. После собаки книга – лучший друг человека. Я научилась читать очень рано. Сама! Родители любят рассказывать, как в четыре года нашли меня, праздно жующую бутерброд, за чтением газеты. Сомневаюсь, что это была периодика свозрастной маркировкой 4+. Но, по словам папы, читала я с упоением. И не понарошку, а вслух и точно по буквам. Вот так некоторым родителям везёт с детьми. Даже учить их ничему не нужно. Честно признаться, мне крайне сложно ответить на вопрос, что именно я читала в детстве, потому как по ощущениям и обрывочным воспоминаниям читала я абсолютно всё, что попадалось под руку. Парадоксально, но в советские времена, при общем засилье печатной продукции в квартирах рядовых граждан с двумя детьми, по-настоящему стоящих детских книг было не так чтобы уж много. Но встречались и действительно ценные и редкие вещи. Одни мексиканские сказки чего стоили. Ух! Страшные были сказки. Вряд ли я когда-нибудь решусь их перечитать. И детям своим не покажу – ни за что на свете. Мексиканцы – суровый народ. Что тут ещё объяснять?
Вы пишете сказочные истории для малышей и серьёзные бытовые повести для подростков. А какой жанр Вам ближе и интереснее?
Я люблю писать в разных жанрах. Многих это удивляет. Меня так и спрашивают, с недоверием: «Как? Ты же вроде подростковый автор. Подростковые не пишут для малышей». Или наоборот: «Янг эдалт? Да ну… Ты же там что-то про мышей писала». На самом деле это всего-навсего злокачественная авторская установка: «я не смогу». Писать в разных жанрах не только интересно, но и полезно. Ведь любое нестереотипное действие стимулирует перемещение стволовых клеток в мозге. Это стоящее дело, я вам точно говорю! А ещё писатель – это же тот самый пресловутый груздь, который не хочет лезть в кузов. Потому что лень-матушка и зона комфорта. Но если периодически заставлять себя шевелиться, можно многого достичь. Даже научиться писать малышовую прозу. А малышовая проза –это, как известно, высший пилотаж. Дальше только Олимп и боги.
А чем дорога для Вас книга «Заклинатели ветров»? Расскажите, пожалуйста, немного о работе над ней.
Дорога всем. Во-первых, это первый текст, на который у меня был подписан официальный договор
с издательством. Во-вторых, я обожаю сказки. И очень люблю на них охотиться. Стоит только какой-нибудь сказке появиться, а я уже тут как тут. Стою с сачком и примериваюсь, как бы еёсловить понадёжнее. Эти сказки такие пронырливые – ужас! Вечно хотят удрать от несчастных людей. Прикинуться, что их не существует. А глупые люди верят. Но только не я! Я их как облупленных знаю. Вы спрашиваете, как протекала работа? Легко и непринуждённо. Со сказочными историями у меня всегда так. Сел, написал, свободен. С «Заклинателями ветров» я уложилась в полторы недели. И да, я спринтер на длинной дистанции.
Сказочная история «Заклинатели ветров» выходит за пределы обычной сказки. Здесь скрыта целая философия. Ведь противостоять дующему ветру – значит не изменять себе и не бояться никаких сложностей. Насколько Вы сами умеете «укрощать» ветер, который дует Вам в лицо?
Нераз замечала за собой такую черту: чем сложнее обстоятельства, тем выше градус моего сопротивления и упорства. Здесь можно было бы и восхититься, конечно, если не знать о первичных моих реакциях на стресс. Вначале это град слёз или дикая ярость и желание пройтись с железным ломом сквозь толпу, или страх, или чувство невосполнимой
потери – да что угодно. Но потом я говорю себе: «Аня, ничто не закончено для того, кто ещё жив». Выдыхаю и начинаю жить, как мне предписано. Проживать то, что на меня свалилось. А следом приходят решения. Обязательно. То есть с некоторой натяжкой я могу назвать себя бойцом. Хромым, слепым на один глаз, но с нержавеющей губной гармошкой в кармане. Как там у Далятолкуется? Неунывающим, вот.
Принцесса Вея обладает способностью останавливать ветер. Её мать в своё время предпочла размеренную жизнь, не пытаясь развивать свой талант. Вея делает совершенно иной выбор. Как Вы считаете, талант – это подарок, дар божий или тяжкая ноша и большая ответственность? Чья позиция Вам наиболее близка: принцессы Веи или королевы-матери?
Очень непростой вопрос. Часть меня, та, за которую отвечает сказочник-авантюрист, не раздумывая скажет: дар, подарок божий и иже с ним, что в таких случаях причитается. Но если хорошо поразмыслить, то это и большая ответственность. Перед читателем, перед самим собой иперед Богом, конечно. Зря он, что
ли, тебе так щедро отсыпал? И вот ещё что. Я невыношу все эти псевдостоны по поводу «кармичности» одарённости: «О-о-о, как же мне тяжело, заберите у меня мой талант, я не могу больше». Так и хочется сказать: «Не набивайте себе цену, батенька». Потому что любое дело должно делаться с удовольствием. И даже когда дело доставляет боль – это сладкая боль, которой ты внутри себя наслаждаешься. Если этого нет – значит, это не про талант. Это про пафос.
А как возникла идея создания ароматных книг и историй про Мышонка? Есть ли какие-то особенности в написании сказок дляэтой серии?
В ароматных книгахсюжет выстраивается вокруг определённых запахов. Автору даётся какое-то минимальное задание в виде десяти ароматов, а дальше он уже сам думает, как их сюжетно увязать. Это единственное отличие между написанием просто книги и книги с ароматными страницами. По поводу идеи создания могу сказать, что она была не моя, а издательства «Стрекоза», посему все лавры –его, как и объяснения. Думаю, в основе была заложена всё та же благородная идея сотворить из современных детей читающих. И идея себя оправдывает. Малышам сложно концентрироваться на одном только тексте. Нужны картинки, возможно, тактильные элементы, удерживающие
внимание. А уж если книга пахнет шоколадкой или рождественским пирогом, тут уж ни один ребёнок не откажется еёполистать и лизнуть, конечно же. Да что ребёнок…Взрослый не откажется!
Анна, а что даёт автору и его литературному творению участие в литературном конкурсе, по Вашему мнению? Важно ли это для дальнейшей судьбы книги?
Если автор начинающий или случайно позабытый, победа в литературном конкурсе – это, конечно же, прекрасный способ заявить о себе или напомнить. Но в истории с конкурсами действует вечный житейский принцип: «Что легко приходит, то легко уходит». И следом второй – такой же неумолимый: «За всё приходится платить». Рассмотрим первый случай. Автор одержал громкую победу в конкурсе. Возрадовался, какой же он гениальный. И от чувства собственной значимости перестаёт писать. А
зачем напрягаться? Он ведь уже знаменит! Ну, а назавтра о нём все забыли. Финита ля сюита. Во втором случае история следующая. Автор выиграл в конкурсе и прилично офигел, потому что вдруг понял: он к такому не готовился. Слава, интервью, алчные до интимных подробностей скрытной писательской сущности репортёры – всё это нагоняет тоску, панику и чаще всего холодный ужас. Автор не выдерживает славы и уезжает в глухую тайгу – навсегда. Чтобы селекционировать редкую породу кедра, прошу заметить. Не писать. Поэтому конкурсы – это дело хорошее, но и к ним нужно подходить с умом и осторожностью. Потому что слава выбивает почву из-под ног и нужно быть очень сбалансированным человеком, чтобы не дать себе упасть – в прямом и переносном смысле.
Вы стали лауреатом Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина, да ещё и в номинации «Выбор Командора». Что значит для Васвручение этой премии?
Всё, потому что осознание того, что мою рукопись лично выбрал Владислав Петровичиз огромного количества сильнейших работ, до сих пор целиком не пришло. Это огромная честь и наивысшее доверие мне как писателю, которое я буду всемисилами стараться оправдать.
Как Вы относитесь к тому, что нынешние дети читают мало и неохотно? Что нужно делать, чтобы ребёнок полюбил чтение?
Нынешние дети читают, некоторые из них много, а кое-кто даже охотно. И очень негодуют, что взрослые так о них говорят. Я могу сказать, что нужно делать, чтобы количество «кое-кого» росло и множилось, от лица родителя и от лица писателя. Если вы родитель –читайте. Сами, с детьми, по очереди, наперегонки. Ключевое правило – читайте, и будет вам счастье. Если вы писатель – пишите, и не лишь бы как, а чтобы дух захватывало. Если книга интересная, её будут читать. Если нет –нууу… не расстраивайтесь. Есть масса других чудесных профессий, в которых много незанятых стульев. Пекарь, например. Чем не замечательная профессия? А ткачиха ещё лучше!
Кого из современных писателей Вы можете назвать своими учителями и наставниками?
Валерия Михайловича Воскобойникова и Марию Яковлевну Бородицкую. Благодаря их семинарам мне открылся удивительный мир детских прозаиков и поэтов, именуемых в народе детписовцами. Как теперь выбраться из этого мира обратно к людям, я не знаю. Но может, и незачем.(2)
«С горячим приветом от Фёклы» – дебют Анны Зеньковой в подростковой литературе. Дебют громкий.
«У 11-летнего Севы Степнова есть Фёкла. Не мама, не бабушка и даже не родственница, а просто Фёкла, которая когда-то нашла Севу буквально на помойке и взяла к себе на воспитание. Фёкла очень заботлива, любит Севу, старается, чтобы у него было всё лучшее. Но при этом она строгая и устанавливает правила, которым Сева следует с неохотой. Но вот Фёкла неожиданно умирает, и Сева остаётся совсем один. Вам кажется, что перед вами очень грустная и тяжёлая книга? А вот и нет! Почти на каждой её странице вы обязательно улыбнётесь.
Рассказчиком выступает сам Сева, ''твёрдый хорошист'', голова которого, по его собственному признанию, ''всякой ерундой забита''. Но при этом он проницателен и склонен анализировать поведение окружающих людей. Ещё Сева любит рисовать и постоянно фантазирует. Человека, который везёт его в
интернат, Сева воображает гангстером в отставке, само здание казённого учреждения кажется ему кирпичным монстром... И потому неудивительно, что в какой-то момент у него в голове начинает звучать голос родной Фёклы. Диалоги Севы с Фёклой довольно смешные – она выступает то советчицей, то утешительницей, то голосом совести. И хотя читатель знает, что Фёкла умерла, её ворчливые реплики вовсе не похожи на мрачные стенания призрака. На самом деле это Сева не хочет отпускать Фёклу и продолжает с ней разговаривать. Постепенно из его воспоминаний мы узнаём, какой доброй и мудрой была Фёкла, а также историю её непростой жизни. А потом выясняется, что Сева винит именно себя в смерти Фёклы, потому что его не было рядом, когда ей стало плохо.
В интернате Севиными соседями становятся мальчики с прозвищами Ржавый, Гнусик и Яшка. Ржавый невзлюбил Севу с первого дня и начал делать ему разные гадости. Севе приходится привыкать к тому, что он теперь ничей, к обритой голове и жизни по расписанию. А ещё в конце концов его вынуждают постоять за себя, после чего тихий и воспитанный Сева получает прозвище Бешеный. Дни в интернате тянутся, ''как жевательные червяки'', дружба с новыми соседями не клеится, но зато Сева встречает Майю – рыжую девочку, которая умеет играть на виолончели.
Кажется, дальше нас ждёт история адаптации Севы к жизни в учреждении, но тут происходит новый сюжетный виток: ребят из интерната отправляют в лагерь на летние каникулы.
В лагере начинаются настоящие приключения с побегами ''на костёр'', интригами и конфликтами. Сева сталкивается не только с Ржавым, который продолжает портить ему жизнь, но и с другими малоприятными персонажами. Но внезапно сам Ржавый оказывается в беде, и Сева решает ему помочь. Это решение оборачивается испытанием. Благодаря стечению обстоятельств Сева и Ржавый остаются вдвоём в лесу, из которого им, похоже, уже не выбраться.
Благодаря увлекательному сюжету и юмористическому авторскому взгляду от книги трудно оторваться. Это очень светлая и жизнеутверждающая история о том, что даже в самых сложных обстоятельствах человек, если в нём живёт любовь, остаётся человеком. В конце концов Сева ''отпустит'' Фёклу и перестанет с ней разговаривать. Ведь ему удалось преодолеть одиночество и найти себе новых друзей. Но Фёкла на прощание всё равно обещает приходить вместе с солнцем. Это значит, что всякий раз, когда солнце покажется из-за облаков, Сева будет думать о Фёкле и никогда её не забудет». (4)
«Григорий без отчества Бабочкин»
«У этой объёмной книги для подростков довольно необычный формат повествования – она вся состоит из дневниковых записей двух школьников. Причём записей звуковых, что подчёркивают значки play и pause в начале и конце каждой подглавы. Мы как бы читаем аудиоблоги двух очень разных подростков. Один – красавец-спортсмен; другой – молчаливый любитель стихов, который даже в свою семью не вписывается. Перелистывая страницы, мы увидим, как у мальчишек постепенно, не сразу, складывается крепкая дружба.Повесть затрагивает множество тем: семейные отношения, отношения с одноклассниками; поднимает ряд острых и неоднозначных вопросов.
Итак, перед нами дневники двух 14-летних мальчиков. Они учатся в одном классе, сидят за одной партой, но знакомы мало, так как класс только сформировали. Однако скоро дети узнают друг друга намного лучше – ведь учитель дал классу необычное задание: в течение года вести аудиодневник, а потом
обменяться записями с соседом. И конечно, мальчишки, записывая свои мысли, понимают, что сосед по парте потом будет их слушать...
Иногда кажется: ну какие у детей проблемы? А у них, оказывается, проблем может быть не меньше, чем у взрослых!
Главных героев повести зовут Герман Бабочкин и Григорий Столяров. Бабочкин – любимец школы, спортсмен, красавец. Но в семье у него не всё идеально: папа ушёл к другой женщине, а с мамой отношения не клеятся.
А Григорию Столярову ещё сложней: родителям он не нужен, поскольку он не такой, каким они хотят его видеть. Папа Григория – военный, а мама, хоть и не работает, но дому предпочитает разные салоны и фитнес-центры. В семье есть ещё дочь – она младше Гриши на год. Вот она – радость и отрада родителей, не то что сын... Читать такое было грустно: много ошибок совершили родители. И понятно, почему брат одновременно и любит, и ненавидит сестру. Испытывает к ней непростые,двойственные чувства. Усложнит ситуацию и то, что он, в общем-то хороший мальчишка, станет повинен в серьёзной травме, которую получит сестра...
В конце повести один из героев, вооружившись, придёт в школу, чтобы выместить свою злость.
Страшного ничего не случится. Но меня поначалу такой поворот шокировал – а надо ли школьникам вообще показывать, что есть такая возможность?.. Поразмыслив, дочитав книгу до конца, я всё же пришла к выводу, что, наверное, в этой повести такой поворот оправдан. У автора получается показать весь ужас сложившейся ситуации, душевную боль героя и невозможность хоть какого-то решения проблем таким способом. Героям сопереживаешь, чувствуешь их боль – писательница умело закручивает сюжет и нагнетает обстановку.
Автор вообще затрагивает много важных для подростка тем. Говорит о том, что сладкие газированные напитки вредны, размышляет о лжи, о вере в других людей, о поддержке, показывает тоску ребёнка по материнской любви, подводит читателя к выводу, что "не обязательно всегда и во всем быть первым. Главное – быть человеком!" Очень правильные слова!» (5)
«Удар скорпиона» – новая повесть Анны Зеньковой. Эта история не о футболе – хотя название и обложка повести могут заставить так думать. Повторить легендарный удар по мячу тринадцатилетний Ренат не успел. До того, как раздался взрыв, всё было просто. Проблемой была разбитая
мамина ваза, неразрешимой задачей – какие цветы купить понравившейся девчонке, целью – суметь повторить на футболе знаменитый «удар скорпиона».
Теперь же Ренату не до того. Жизнь в один момент становится совсем другой, да ещё и в чужой стране. В этой новой жизни находится место небывалым прежде вещам: от необходимости принять себя нового до семейных тайн и дружбы с волком. В крохотном городке под названием Межа, что означает «граница» на трёх языках сразу – русском, белорусском, украинском, герой узнаёт о том, как условны надуманные границы. И как важно любить и доверять. Безгранично.
«Опоссум, летающая корова и другие (НЕ)приятности»
«С чего начинаются удивительные истории? С капли дождя, которая случайно упала на нос? Или с лёгкого поцелуя бабочки? А может, с тёплого лимонного пирога, тайком оставленного у тебя на пороге? Живёшь себе, живёшь, а потом однажды просыпаешься и… Взынг! Удивительная история уже тут как тут. Ты говоришь ей сердито: "Ну уж нет! Сначала
я сделаю зарядку, съем большую тарелку каши, а потом можешь начинаться". Но всё дело в том, что удивительные истории обычно начинаются тогда, когда их совсем не ждёшь. Ну вот ни капельки. А они берут и случаются».
В одно хмурое дождливое утро, когда хочется спрятаться от всего мира, Ася вышла во двор, а там неожиданно для себя встретила нового друга – невесть откуда взявшегося опоссума. Убедившись, что Ася – девочка, а не монстр, Ося немедленно требует барбарисовый леденец, а лучше сразу пригоршню. Вот так они встретились. И удивительная история наконец случилась.
Книги
Зенькова, Анна. День рождения Мышонка/ А. Зенькова. –Москва : Стрекоза, 2019. – 24 с. : ил. – (Ароматные книги).
Зенькова, Анна. Заклинатель ветров/ А. Зенькова. – Москва : Стрекоза, 2019. – 64 с. : ил.
Зенькова, Анна. Путешествие Мышонка/ А. Зенькова. –Москва : Стрекоза, 2020. – 24 с. : ил. – (Ароматные книги).
Зенькова, Анна. С горячим приветом от Фёклы/ А. Зенькова. –Москва : КомпасГид, 2020. – 360 с. : ил.
Зенькова, Анна. Григорий без отчества Бабочкин/ А. Зенькова. –Москва : КомпасГид, 2020. –336 с.
Зенькова, Анна. Новый год в доме Мышонка/ А. Зенькова. –Москва :Стрекоза, 2020. – 24 с. : ил. – (Ароматные книги).
Зенькова, Анна. Удар скорпиона /А. Зенькова. –Москва : КомпасГид, 2021. – 392 с.
Зенькова, Анна. Опоссум, летающая корова и другие (НЕ)приятности /А. Зенькова. –Москва : Пять четвертей, 2021. – 240 с. – (Понарошку).
Зенькова, Анна. Эй, счастливчик! / А. Зенькова. – Москва : Феникс-Премьер, 2021. – 32 с. – (Открой книгу).
Зенькова, Анна. Почему? Почему? Почемучище! / А. Зенькова. – Москва : Феникс-Премьер, 2022. – 40 с. : ил. – (Открой книгу).
Зенькова, Анна. Пиратские хроники и другие приключения Аси и Оси /А. Зенькова. –Москва : Пять четвертей, 2022. – 264 с. – (Понарошку).
Литература о творчестве
1. Зенькова, Анна. «Дети – бездонный источник вдохновения» : [беседа с писательницей] / А. Зенькова ; беседовала А. Федулова. – URL: https://https://zen.yandex.ru/media/bookafisha/deti-bezdonnyi- istochnik-vdohnoveniia-sovremennye-avtory-detiam-anna-zenkova-5fa524b3b1fbcf2e23ffc2f6 (дата обращения: 29.03.2022).
2. Зенькова, Анна. «Чем сложнее обстоятельства, тем выше градус моего упорства» : [беседа с писательницей] / А. Зенькова ; беседовала Т. Князева // Лабиринт : сайт. – URL: https:// www.labirint.ru/child-now/zenkova/ (дата обращения: 29.03.2022).
3. Зенькова, Анна. «Если у меня передоз, я еду в глушь без троих детей» : [беседа с писательницей] / А. Зенькова // ВОРКИНГМАМА : сайт. – URL: https:// https://workingmama.ru/articles/karere-predpochla-by-semyu-i-detej-i-v-18-let-i-posle-30/ (дата обращения: 29.03.2022).
4. Анна Зенькова. С горячим приветом от Фёклы // БиблиоГид : сайт. – URL: https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/13439-anna-zen-kova-s-goryachim-privetom-ot-fjokly (дата обращения: 29.03.2022).
5. Анна Зенькова. Григорий без отчества Бабочкин // Лабиринт : сайт. – URL: https:// www.labirint.ru/reviews/goods/757422/ (дата обращения: 29.03.2022).
6. «Это «ну и что!» действовало магически». Прочитайте про минчанку, которая 10 лет подряд загадывала одно и то же (спойлер: всё сбылось!) // CitiDog : электронный журнал. – URL: https://citydog.by/post/mechtateli-pisatelnica/ (дата обращения: 30.03.2022).
Анна Зенькова : [дайджест : для руководителей детского чтения] / Приморская краевая детская библиотека, отдел информационно-библиографической работы ; составитель А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2022. – 12 с. – (Современные детские писатели).