Анна Александровна Ремез – детский писатель, прозаик, литературный критик, родилась в Санкт-Петербурге 30 мая 1980 года. Окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и магистратуру в Педагогическом университете имени Герцена. Работала редактором журнала о путешествиях «Всемирный следопыт» (2003-2007), рецензентом детских книг на сайтах «Spbkids» и «Территория детского чтения», в журналах «Библиотека в школе», «Мамин журнал», «Для заботливых родителей», «Афиша». Публиковалась в детских журналах «Чиж и Ёж», «Костёр», «Кукумбер».
Свою первую книгу «Стражи белых ночей» Анна написала в соавторстве с Натальей Колотовой, режиссёром Малого драматического театра – Театра Европы. Соавторами они стали волею родства, потому что Наталья Анатольевна не только режиссёр и преподаватель актёрского мастерства, но и мама писательницы.
Анна Ремез о себе
«Родилась я в Ленинграде, на Васильевском острове, и с самого детства живу на острове Декабристов, который от большого брата Васильевского отделён речкой Смоленкой. Некоторое время бытовало заблуждение, что на нашем острове похоронили лидеров восстания 1825 года, но версия не обросла
очевидными доказательствами. Неподалёку – холодный Финский залив, есть у нас настоящий Яблоневый сад, посаженный сразу после окончания Великой Отечественной, речка Смоленка со старыми, лесного вида деревьями на берегу. Здесь всегда холоднее, чем в центре города: с залива постоянно дует ветер. Я – вросший островитянин, живу на одном месте всю жизнь (за исключением пары московских лет в самом начале).
Я совсем чуть-чуть пожила в СССР, была одной из последних пионерок, а моё школьное детство пришлось на 90-е годы, о чём я потом написала в повести «Пятнадцать». Уверена, в том, что я начала заниматься литературой, виноваты гены. Мой дедушка, Оскар Яковлевич Ремез, тоже писал книги для детей, по его сценариям поставлены детские фильмы "Утро без отметок" и "Зловредное воскресенье". Папа Александр Оскарович Ремез был театральным драматургом. Когда я родилась, он не хотел, чтобы меня назвали Аней, сказал: "Нас будут путать". Из-за инициалов! Хотя ничто не предвещало.
У папы была печатная машинка оранжевого цвета, она мне так нравилась! Мама всю жизнь "служит" в театре, пишет стихи, инсценировки, сценарии… Так что выбора – кем быть – у меня, можно считать, и не было. Примерно с 11 до 15 лет я сочиняла стихи, потом поняла, что гением в данной области мне не
стать, перешла на прозу. Исписывала тетради повестями о всяких Дженнифер и Луизах, подражая приключенческим и любовным романам. Читала, что называется, "запоем", за неделю – не меньше десяти книг. Такое чтение, как правило, рождает желание тоже чего-нибудь сочинить.
Свою первую большую повесть "Пятнадцать" я писала, как мне казалось, для взрослых. Но получилась подростковая история. С тех пор спускалась по возрастной линейке, пока не почувствовала себя на своём месте. Где-то между восьмью и четырнадцатью. Мне нравятся книги, где волшебство соприкасается с реальностью, где мир не придуманный, а настоящий, но в нём находится лазейка в сказочное пространство. Хочется так писать. Объяснять известное, придумывая легенды и волшебные сюжетные ходы – тоже очень интересно.
Очень многие авторы, пишущие для подростков, в переходном возрасте прошли через серьёзные испытания – непонимание в семье, травлю в классе, потерю и предательство друзей. У меня кое-что из этого набора тоже было, к счастью, не многое. Но пережитое пригодилось. Как мне кажется, я хорошо понимаю чувства людей, которые начинают взрослеть, и пока не знают, кто они такие, зачем живут… С 8-го класса я вела дневник – это богатейший материал для меня нынешней.
Больше всего мне нравилось писать про путешествия. Я до сих пор вдохновляюсь именно в дальних странствиях. Иногда мне достаточно увидеть окно интересной формы или какой-нибудь балкончик – и вот уже воображение заработало. Когда еду куда-то, всегда пишу путевые заметки, без блокнота чувствую себя неуютно. Люблю уезжать как можно дальше с острова Декабристов, потому что с Финского залива, как вы помните, всё время прилетает холодный ветер». (6)
С 2012 года Анна Ремез работает библиотекарем Частной школы семьи Шостаковичей, является членом редколлегии журнала о детской литературе «Переплёт». По роду своей журналисткой деятельности Анна Ремез долгое время писала обзоры детской литературы, что стало прочной основой для её библиотечной работы.
«Библиотека – это не только место, где берут книги, это информационный центр, а также – уголок отдохновения. Вместе с ребятами мы выпускаем четыре раза в год журнал "Школа под микроскопом", старшеклассники имеют возможность в библиотеке заниматься журналистикой. В начальной школе веду уроки библиографической грамотности. Первоклассники знакомятся с историей книги, её структурой, работой над ней, изучают различные литературные жанры, выполняют творческие задания.
Стараюсь привлекать литературно одарённых детей к участию в конкурсах. Одной из своих целей в работе вижу знакомство школьников с современной детской литературой. Считаю, что чтение может и должно приносить удовольствие – от захватывающего сюжета, узнавания себя в героях, открытия мира вокруг нас, постижения и преодоления себя».
Писатель ведёт активную литературную деятельность, является финалистом многих премий.
Литературная деятельность
Участник фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа» (2009, 2010, 2011, 2012).
Участник форума молодых писателей (2010, 2011).
Участник совещания молодых писателей при Союзе Писателей Москвы (2010).
Участник семинара молодых писателей, пишущих для детей (2011, 2012, 2013).
Стипендиат Дома писателя в Вентспилсе, Латвия (2014).
С 2012 по настоящее время – координатор фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа».
Премии
Финалист литературной премии «Дебют» (2005) в номинации «Малая проза», получила приз Федерального агентства по культуре и массовым
коммуникациям «Голос поколения» (за повесть «Пятнадцать»).
Финалист премии по детской литературе имени Владислава Крапивина (2010).
Финалист российско-итальянской литературной премии «Радуга» (2010).
Финалист премии «Книгуру» (2012,2014).
Книга «Стражи белых ночей» вошла в лонг-лист премии «Baby-НОС» (2013).
Повесть «Пятнадцать» вошла в лонг-лист премии «Выбор» (2013).
О произведениях Анны Ремез
Ремез, Анна. Стражи белых ночей. Петербургская сказка для любознательных / А. Ремез, Н. Колотова. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. – 256 с.
О том, как возникла идея написать книгу, Анна Ремез рассказала в одном из интервью.
«Я как-то осталась у мамы ночевать. Перед сном мы, как
это у нас заведено с детства, долго болтали. С детьми вообще очень полезно болтать на ночь. Тогда-то нам с мамой и пришла мысль: "А не сочинить ли сказку к юбилею Петербурга?". Идея с ожившими скульптурами пришла в голову ей. Дальше мы стали придумывать и додумались до того, что они ожили и на свои места не вернулись. А почему? И пошло, поехало. Но сказку мы, в итоге, написали гораздо позднее юбилея. Юбилей был просто нужен для механизма волшебства: что-то случается только раз в сто лет. Вот и случилось такое, отчего в Петербурге почти стало пусто! Но всё кончилось хорошо».
«В книге Анны Ремез и Натальи Колотовой "Стражи белых ночей" факты и мифы сливаются в складный дуэт. Раз в сто лет случается ночь, когда на один час оживают и встречаются в Летнем саду Стражи города – скульптуры сов, змей, кошек, орлов и других животных с петербургских домов и улиц, знаменитые заяц у Петропавловки и Чижик-Пыжик на Фонтанке. Каждый Страж отличается собственным характером, манерой поведения, речевым портретом.
Так в литературную реальность Петербурга, где шаркает туфлями Пиковая дама, скачет Медный всадник, семенит Акакий Акакиевич и задумчиво бредёт Раскольников, авторы повести щедрой рукой "подселяют" ожившие скульптуры Стражей города. Злобную Химеру, цель которой – утопить Петербург,
как Атлантиду, и юных борцов со злом – Ксюшу и Петруху, чьи имена напоминают о петербургских покровителях: Ксении Блаженной и святом Петре, а также Петре Великом. Многочисленные мостики к старой доброй традиции петербургской прозы перекидываются благодаря сопровождающим каждую главу эпиграфам – из произведений Батюшкова, Гоголя, Достоевского, Пастернака, Бродского, Окуджавы…
Всё мифологическое великолепие в книге упорядочено фактическими соответствиями деталей повести и реалий городской жизни. С предельной точностью прописан и сам принцип волшебного превращения: ожили – и исчезли с привычных мест – практически все скульптуры-животные, кроме барельефов, горельефов, фронтонов, мифологических животных и религиозных символов. Завершает книгу приложение "Кое-что о Стражах" со справочной информацией о каждом памятнике: где он находится, когда был установлен и кем спроектирован.
Ожившие факты – прекрасный формат для сказочной петербургской повести, не впадающей ни в академизм справочника, ни в приключенческую нарочитую небывальщину. "Увлекательно плюс познавательно" – безусловный, но не единственный критерий для высокой оценки повести. "Стражи белых
ночей" – книга гуманистичная и антропоцентричная, а проще говоря, очень человечная. Это своеобразный гимн человеку и творческому, творящему человеческому началу – первоисточнику всех грандиозных свершений. Не было Петербурга – был берег огромной буйной реки, вдали – маленькая церковь, а по реке плыли корабли с белыми парусами. Силой и вдохновением человека река оделась в гранит, на берегах выросли дворцы, устремились в небо купола и шпили... Созидающему человеческому началу противостоит в повести Химера с пустыми глазницами: "Я – разрушение!". Сила в традиционном понимании, будь то когти и клыки или отряды ОМОНа, против Химеры оказывается бесполезна. Специалист по чрезвычайным ситуациям в компании с губернатором, отчаявшись, бормочет сказочные заклинания, двое детей – единственные, догадавшиеся о настоящей опасности! – отправляются на борьбу с Химерой, а Стражи решают: "Будем верить в человеческий разум и в силу искусства, которая нас породила". Парадокс в том, что сила искусства как раз сделала их слабыми – живыми, с мыслями и душой, способными чувствовать боль и обиду, когда люди забираются на них верхом, бьют ногами по рёбрам или, ещё хуже, разбивают о головы скульптур бутылки. Или когда просто ноет хвост, перебитый во время войны
артиллерийским осколком, "старые раны у скульптур болят, как у людей". И эта же слабость делает их сильными – готовыми бороться за жизнь любимого города и за всё живое в нём. Когда из-за козней Химеры ожившие змеи, львы, орлы и прочая скульптурная фауна, не превратившаяся обратно в скульптуры, вынуждена скрываться в одном из заброшенных домов, звери по-человечески заботятся друг о друге. И Лев мурлычет, утешая плачущего Зайца. Апофеоз сочетания силы и слабости – хилый Петруха, любитель компьютерных стрелялок, примчавшийся за Ксюшей верхом на каменном коне Александра Невского. Не то ребёнок, не то святой воин, а скорее, и то и другое сразу… Воистину "сила в немощи совершается"». (8)
Ремез, Анна. Весёлые истории. Маяк в клеточку / А. Ремез. – Санкт-Петербург : Мир ребёнка, 2012. – 94 с.
«Возможно, вам придётся обзавестись воображаемой лупой, дорогие читатели. Потому что всё, о чём рассказывается в этой книге, очень маленькое. Вот, к примеру, Зелёное озеро. Вам оно показалось бы весьма
скромным водоёмом, а между тем вокруг этого озера семь бухт, и в каждой из них – по целому городу. Это самые настоящие города, уверяю вас. Но только ОЧЕНЬ маленькие...».
«Только что закончили с дочерью (9 лет) читать эту замечательную книгу. Этакая смесь "Денискиных рассказов" и "Приключений Незнайки", читается на одном дыхании. Рассказы в меру длинные, написаны простым, но выразительным языком. Добрый, вполне детский юмор. Дети от 4-х до 10-ти будут слушать и читать с удовольствием, да и родители не заскучают! Автору спасибо за жизнерадостные истории, а издательству за качество печати и замечательные иллюстрации! Автор, требуем обещанного в конце книги продолжения».
«Весёлые истории из жизни маленьких человечков. Собственно о том, что они маленькие вспоминаешь нечасто, например, когда они запросто могут договориться с жуками, которые очень любят сладкие пироги. А так обычные мальчишки и девчонки, каждый со своим характером и увлечениями. Не могу сказать, чтобы книга чем-то поразила, но в целом читать приятно. Бумага мелованная, плотная. Иллюстраций очень много, встречаются даже развороты без текста». (9)
Ремез, Анна. Приключения Пелёныша : сказочная повесть для детей и их мам / А. Ремез. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2013. – 96 с.
«Повесть современного петербургского писателя Анны Ремез продолжает многие традиции классической мировой детской литературы. Книга имеет подзаголовок – "Сказочная повесть для детей и их мам". Так автор очерчивает и расширяет круг своей аудитории, вводя в неё не только ребёнка, но и взрослого.
Сюжет "Пелёныша и Сладкого ребёнка" достаточно прост. Это история первого года жизни маленького Никиты или Пелёныша, как его называют Мама и Папа. За двенадцать месяцев и семнадцать глав повести он совершает несколько волшебных путешествий с попугаем Карлосом и другими друзьями, делает много открытий об окружающем мире, а самое главное, знакомится с такой же маленькой, как он сам, девочкой Лизой или Сладким ребёнком.
Несмотря на то, что сам автор определяет "Пелёныша" как сказочную повесть, произведение соединяет традиции многих жанров. Это и волшебная сказка с её набором типичных мотивов: пересечение границ волшебного реального пространства, встречей с проводником и дарителем; это и притча о нравственном пути, добре и самосовершенствовании; это и красивая история о хрупкости любви и расставании. Наконец, в какой-то мере это пособие для молодых мам по психологии младенца, о воспитании и способах понимания своего ребёнка. Но прежде всего, "Пелёныш и Сладкий ребёнок" – это повесть о понимании и непонимании. В основе композиции повести – приём, который в литературоведении принято называть приёмом отстранения. Повествование ведёт персонаж – в нашем случае это грудной ребёнок, чья точка зрения позволяет увидеть мир как бы со стороны, по-новому, другими глазами. Такие привычные, обыденные вещи как ежедневные одевания-раздевания или уборка квартиры пылесосом, пропущенные через восприятие младенца, становятся необычными, новыми, удивительными. С другой стороны, естественная и такая понятная реакция взрослых при подобном повествовании выглядит нелепой. Сюжет, собственно, и строится на столкновении многочисленных точек зрения (Пелёныша и Бабушки, Бабушки и Дедушки, Мамы и Пелёныша, Папы и
Пелёныша), на пересечении которых рождается понимание. Выбранный автором приём высветляет чудесные моменты взаимопонимания без слов, ведь первое своё слово ребёнок скажет в последних строках произведения.
Другим образующим сюжетным элементом является мотив сна как метафора взросления. Главы сменяют другу друга по принципу сон-реальность. Путешествуя с Карлосом в одной главе, малыш по возвращении становится на месяц взрослее в следующей главе. Таким образом, всё произведение представляет собой реализацию народной мудрости о том, что когда ребёнок летает во сне, он растёт. Одновременно с этим эти полёты означают не только биологический рост, каждое путешествие – это обретение и познание себя. К последней главе Пелёныш, повзрослев на год, узнаёт что-то очень важное о мироздании и смысле жизни.
"Пелёныш и Сладкий ребенок" – это исключительно искреннее, написанное с любовью и нежностью к ребёнку произведение, которое будет интересно в равной степени детям и взрослым. (2)
Ремез, Анна. На коньках по Неве, или Мышь в рукаве / А. Ремез, Н. Колотова. – Москва : Пешком в историю, 2014. – 144 с.
«Два маленьких любопытных мышонка Клементина и Тимофей, а для краткости, Тинка и Тимка, благодаря вытянутой из музейного костюма серебряной ниточке попадают прямиком в XVIII век – 26 декабря 1718 года. Ох, как же там всё интересно и необычно! Мышата узнают, что у русской печи есть полати и запечек, что умыться можно пригоршней снега, чтобы осветить избу нужно затеплить свечу или поставить лучину в светец, а чтобы выйти на морозную улицу, нужно намотать онучи, надеть лапти, полотняную рубаху, штаны и зипун. Узнают, что ленивого человека, любящего валяться на печи, в старину называли валявкой, да ещё и приговаривали: "С печи сыт не будешь".
Тимка и Тинка прокатятся на санях по заснеженному Петербургу, побывают в гостях в Немецкой слободе, на Адмиралтейской верфи, Морском рынке и Заячьем острове, угостятся пирогами с гречневой
кашей и луком, узнают всё про курную и голландскую печи. Узнают и про то, что по указу Петра I простолюдинам было запрещено подбивать башмаки гвоздями, а зажиточным и именитым – обносить дома в центре города заборами, что мужчины в то время носили парики и шляпы-треуголки. Познакомятся с самим государем Петром I, побывают в царском дворце и на ассамблее во дворце князя Меншикова, даже повстречают в Петербурге живого волка. А уж какие интересные знакомства и приключения с ними случатся!
Мышата познакомятся и с русскими пословицами: "Утро вечера мудренее, а трава соломы зеленее", "Не учи безделью, а учи рукоделью", "Берись дружно – не будет грузно", "Красна птица перьем, а человек – ученьем", "Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет". В конце издания дан словарик, но в нём всего четыре слова: онуча, зипун, светец и верфь. Хотя в книге очень много слов, которые, на мой взгляд, потребуют от родителей дополнительных объяснений: зело, изразец, обмер, лекало, эскиз, облицовка, энтомолог, навигация, сбитень, гардемарин, анфилада и так далее. Не страшно – будет повод лишний раз провести время с ребёнком».
Анна Ремез и Наталья Колотова сочинили не просто сказку, а – историческую повесть-сказку».(5)
Ремез, Анна. Волны ходят по четыре / А. Ремез. – Санкт-Петербург : Поляндрия, 2015. – 56 с.
«Отдыхали ли вы когда-нибудь на нашем юге? А на каком-нибудь другом? Любите ли вы море, солнце и пляжный отдых? Если да, то вам наверняка понравится книга Анны Ремез "Волны ходят по четыре". Эта книга – серия небольших зарисовок об отдыхе в Крыму. На отдых приезжает семья – мама, папа и дочка. В Крыму у них живут бабушка с дедушкой, но у них они проводят лишь часть времени, поскольку бабушка с дедушкой живут далеко от моря.
Вся книга – это впечатления девочки, её рассказ о том, как они с родителями живут на отдыхе, что видят, как проводят время, что нового или интересного она узнаёт.... думаю, все, кто хоть однажды отдыхал на нашем юге, найдут в этой книге знакомые вещи, свои собственные впечатления... Торговцы, продающие горячую кукурузу, холодная морская вода, молодой лук, перья которого макают в соль... Возможно, в других местах это тоже есть, но я встречала только у
нас. Есть в книге и вещи, которые, наоборот, вряд ли окажутся вам знакомы. Например, пытались ли вы когда-нибудь поймать рыбу при помощи палки от зонтика для солнца?
Помимо непосредственно картин юга, главная героиня рассказывает и о трудностях, которые приносит отдых. Например, о том, как сложно сделать выбор и остановиться лишь на двух игрушках из огромного множества. Или о том, как поссорились мама с папой... Каждая зарисовка посвящена определённой теме или событию и занимает от половины до целой страницы. Зарисовки спокойные и неторопливые... Они – словно морская гладь в спокойный солнечный день. Их приятно читать именно так: не торопясь, удобно расположившись на лужайке (а ещё лучше – на пляже), вспоминая свой собственный отдых, и сравнивая впечатления, чувства, эмоции... Повествование дополнено прекраснейшими иллюстрациями Алессандры Либерато. Они великолепны! Добрые, нежные, воздушные... да ещё и на каждой странице! Они идеально подходят к зарисовкам». (4)
Ремез, Анна. Пятнадцать / А. Ремез. – Москва : Премудрый Сверчок, 2015. – 104 с.
«До конца каникул ещё больше двух недель, мама опять уехала на гастроли (она работает в театре, помощником режиссёра), а отец живёт в другом городе, у него новая семья; иногда от него приходят открытки к праздникам – с банальными наставлениями типа "учись хорошо, слушайся маму". Полина его почти и не помнит – родители развелись, когда ей было три года. "В детстве она ломала голову над тем, зачем вообще нужен отец, когда есть мама и бабушка. Пришла к выводу, что не нужен. Просверлить дырку или подвинуть сервант можно всегда попросить соседа. Мама говорила, что свою главную функцию отец выполнил – подарил ей Полину…" Но вот теперь у Полины есть шанс познакомиться наконец со своей большой семьёй: бабушка берёт внучку с собой в Казахстан, где живут родственники, половины которых девочка не знает даже по именам. Тем интереснее, думает Полина: как-никак – новые знакомства, новый опыт, какие-
нибудь сюрпризы… Увы, сюрпризы окажутся по большей части не очень-то приятными: выяснится, что наличие родственных отношений не всегда гарантирует наличие родственных чувств. Хотя, впрочем, нужно ли огорчаться, если тебя не понимают люди, с которыми у тебя нет не то что общих интересов, но даже общей темы для разговора? Важно лишь то, что Полина умеет себя уважать и никому не позволит себя унизить, хотя ей всего лишь пятнадцать лет.
"Пятнадцать" Анны Ремез – серьёзный разговор с читателем о вступлении во взрослую жизнь, о приоритетах, которые мы расставляем, как вешки поступками каждого прожитого дня. Книга будет интересна не только подросткам, но и их родителям. Для них она станет дорогой к себе пятнадцатилетним. Книга так достоверно написана, психологические портреты так точны, а вопросы так мучительно искренни, что, поверьте, очень многое вами вспомнится и прочувствуется…». (3)
Произведения Анна Ремез
Отдельные издания
Весёлые истории. Маяк в клеточку / А. Ремез. – Москва : Мир ребёнка, 2012. – 224 с.
Волны ходят по четыре / А. Ремез. – Москва : Поляндрия, 2015. – 138 с.
На коньках по Неве, или Мышь в рукаве / А. Ремез, Н. Колотова. – Москва : Пешком в историю, 2014. – 144 с.
Приключения Пелёныша / А. Ремез. – Москва : Детское время, 2013. – 256 с.
Пятнадцать / А. Ремез. – Москва : Премудрый Сверчок, 2015. – 104 с.
Стражи белых ночей / А. Ремез, Н. Колотова. – Москва : Детское время, 2011. – 112 с.
Публикации в сборниках
Библиотечный день : рассказ / А. Ремез // Как хорошо уметь читать! : стихи, рассказы, повести, сказки для детей : вып. 2. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2010. – С. 113-119.
Шоколадный хирург : рассказ / А. Ремез // Как хорошо уметь читать!: стихи, рассказы, повести, сказки для детей: вып. 3 . – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. – С. 244-253.
Литература о творчестве
1. Богатырёва, Н. Лето кончилось – да здравствует лето! / Н. Богатырёва // Читаем вместе. – 2015. – № 10. – С. 35. – Рец. на кн. : Ремез, А. Волны ходят по четыре / А. Ремез. – Санкт-Петербург : Поляндрия, 2015. – 56 с.
2. Иванкина, М. Детство как философия: сказочная повесть Анны Ремез «Пелёныш и Сладкий ребёнок» : [рукопись] / М. Иванкина // Вестник детской литературы. – 2011. – № 2. – С. 47-48.
3. Порядина, М. Родственники и ты / М. Порядина // Читаем вместе. – 2016. – № 8/9. – С. 36. – Рец. на кн. : Ремез, А. Пятнадцать / А. Ремез. – Москва. : Премудрый сверчок, 2015. – 104 с.
Интернет ресурсы
4. [О книге А. Ремез «Волны ходят по четыре»] // http://anne-d-autriche.livejournal.com/517546.html
5. [О книге А. Ремез «На коньках по Неве, или Мышь в рукаве»] // http://www.labirint.ru/reviews/goods/424414/.
6. Ремез Анна. [О себе] // http://бяки-буки.рф/users.
7. Ремез Анна. Путь к публикации всегда кружной: [беседа с писателем А. Ремез / беседовала И. Павлова] // http://litlive.ru/topics /detlit/viewpost/2301.
8. Фролова Т. Красота спасёт Петербург / Т. Фролова, О. Савинова : [о книге А. Ремез «Стражи белых ночей»] // http://kidreader.ru/review/1614.
9. [Читатели о книгах А. Ремез] //:http://www.labirint.ru/books/322654/.
Анна Ремез: дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская – Владивосток, 2017. – 12 с. – (Детства сказочный ручей).