Имя писателя Эдуарда Николаевича Веркина подростковой читательской аудитории хорошо известно. Его книги давно и прочно заняли достойное место на книжной полке юных читателей
Эдуард Веркин родился 13 мая 1975 года в городе Воркуте. Отец – шахтёр, мать – фармацевт. Учился параллельно на историческом и юридическом факультетах Сыктывкарского государственного университета (с 1993 года). После завершения учёбы в 1998-1999 гг. работал в одном из ВУЗов Воркуты преподавателем дисциплин обществоведческого цикла.
Именно в это время Эдуард Веркин начинает заниматься литературой. В 2003 году по рекомендации местной писательской организации он получает направление на учёбу на Высшие литературные курсы при Литинституте им. А. М. Горького.
С 2004 года книги Эдуарда Веркина издаются в издательстве «Эксмо» в нескольких сериях: «Детские кошмарики», «Настольная книга для девочек и мальчиков», «Только для девочек и мальчиков», «Только для мальчишек», «Ужасные истории», «Страшилки», «Чёрный котёнок», «Хроника Страны Мечты», «Настоящие приключения». Писатель также сотрудничает с издательствами «КомпасГид» и «Издательский Дом Мещерякова».
Произведения Эдуарда Веркина не раз отмечались жюри литературных премий.
Награды и премии
● Премия «Заветная мечта», сезон 2006/07 – Жанровая премия за лучшее произведение в жанре научной фантастики или фэнтези – роман «Место Снов»
● Премия «Заветная мечта», сезон 2007/08 – Большая премия. Первое место – роман «Кошки ходят поперёк»
● Премия «Заветная мечта», сезон 2008/09 – Большая премия. Второе место – повесть «Мертвец»
● Второй Международный конкурс им. Сергея Михалкова, 2010 год – второе место (первое не присуждалось) за лучшее произведение для подростков – повесть «Друг апрель»
● Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру», второй сезон (2011/2012) – первое место – роман «Облачный полк»
● Всероссийская литературная премия имени Павла Петровича Бажова, 2012 год – номинация «Литература для детей и юношества», лауреат – роман «Облачный полк»
● Литературная «Премия Белкина», 2012 год – специальный приз от учительского жюри – роман «Облачный полк»
В настоящее время писатель проживает в городе Иванове. Член Союза писателей России. Женат. Имеет двух сыновей. Своим детям читает разные книги классиков-современников. Не рассказывает о планах на будущее. Считает себя суеверным, любит, чтобы его книги лежали в темноте.
Эдуард Веркин работает в разных жанрах, как он говорит: «особых предпочтений в моём творчестве нет. "Страшилки" – дань юношескому увлечению Стивеном Кингом, всегда хотелось сделать что-то подобное. В своё время я прочитал большое количество и наших, отечественных "страшилок", они мне не очень понравились, и я решил сочинить свою… Ближе мне всё: и мистика, и фантастика, и реалистические повести, и про животных чего-нибудь хочется придумать. Вообще всё зависит от настроения. На заказ я особо не работаю. Иногда такой момент случается, правда, у меня это удачно совпадает. Мне вообще сложно представить, как можно работать, если работа тебе совсем не нравится. И я не очень понимаю авторов, привязанных к одному жанру и стилю, мне кажется, звучать на одной ноте скучно и утомительно».
В своих книгах он пишет о том, что волнует ребят, а ещё о школе и современных проблемах подростков. Когда Эдуарда Веркина спросили, где он черпает идеи и темы для своих произведений, он ответил, что эти сюжеты из детства: воспоминания из «детсадовского» возраста, «страшные истории», рассказываемые во время тихого часа, школьные будни советской средней школы, работа на производстве, учёба в университете. Одним словом, личные житейские наблюдения и легли в основу многих произведений писателя.
О произведениях Эдуарда Веркина
«Хроника Страны Мечты» – это цикл детского фэнтези о мире из компьютерной игры, ставшем реальностью. В настоящее время в цикл входят пять романов: «Место Снов» (2006), «Пчелиный волк» (2007), «Кошки ходят поперёк» (2007), "Снежные псы" (2009) и "Краткая история тьмы" (2013). Книги вышли в издательстве «Эксмо».
«Цикл "Хроники Страны Мечты" Эдуарда Веркина я начал читать ровно с середины – с романа "Кошки ходят поперёк". Книга эта попала в мои руки, в общем-то, достаточно случайно: меня прельстило оригинальное название и заинтересовала аннотация. Ничего особенного я от этого абсолютно незнакомого мне автора не ожидал. Тем приятнее было мое удивление после начала чтения.
Книга захватывает буквально с первых страниц – а начинается она без всякого намёка
на фантастику/фэнтези – как типичный роман из современной школьной жизни. Причём роман очень удачно написанный – настоящие, живые мальчишки и девчонки учатся в престижном лицее, дружат, ссорятся, дерутся, влюбляются… Замечательно (с моей не слишком компетентной точки зрения) передан современный школьный лексикон. Ненавязчивый юмор всегда к месту.
Но вот в жизни главного героя Жени Кокосова всё большее место начинает занимать новая странная одноклассница Лара. И постепенно фэнтезийные нотки начинают проникать в ткань повествования. Вместе с этим роман становится всё серьёзней и серьёзней, чтобы внезапно прерваться на высокой ноте…
Кроме тщательно прописанных главных героев меня очень порадовал язык повествования – плавный, лёгкий, но, вместе с тем, очень образный. На мой взгляд, книга будет интересна как подросткам, так и романтически настроенным читателям старших возрастов – за достаточно простым сюжетом угадывается более глубокий слой с попыткой поразмышлять над вечными вопросами. Очень рад, что неожиданно для себя открыл нового замечательного писателя.
Пошёл читать Эдуарда Веркина дальше». (15)
Веркин, Эдуард. Герда / Э. Веркин. – Москва : Эксмо, 2014. – 384 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
«Не ходи этой дорогой через лес, там ждёт беда. Не трать времени и сил на эти отношения, они того не стоят. Будь осторожен, эта цепочка событий приведёт к тому, что ничего не останется прежним. Но в жизни, как все мы знаем, так не бывает, и тут рука не поднимается написать "к сожалению".
Вот и герои этой книги – брат и сестра, их родители и Мелкий – живут самой обычной жизнью в самом обычном уютном доме и с самыми обычными делами на повестке дня: вроде, что мы будем на ужин и где проведём следующее лето. Игорь через год окончит школу, и в это последнее вольное лето все готовят его к важному этапу, к грядущему взрослению и к тому, что вот-вот в будущем ему придётся начать принимать серьёзные, ответственные решения. Всё как в жизни: пока все настраиваются на переломный момент в будущем, самое главное уже случилось, и
твоё неотвратимое взросление смотрит на тебя пронзительными синими глазами таинственной собаки, появившейся из ниоткуда и совершившей настоящее чудо. И, как в жизни, никто не готовит тебя к тому, что у чуда бывает обратная сторона.
Имя Эдуарда Веркина – признанного мастера прозы для подростков – известно многим и для многих уже само по себе является причиной, чтобы купить книгу. Ему удаётся простыми словами говорить о трудных вещах, без заумствований наполнять свои рассказы глубокой моралью и в каком-то совершенно будничном режиме – режиме жизни – переворачивать миры. Новый роман известного писателя называется "Герда" и сопровождается удивительной аннотацией, которая вроде бы отражает смысл, но вместе с тем не даёт и намёка на то, что ждёт читателя впереди. Я не чересчур часто повторяю слова "Как в жизни"?
Роман "Герда" – это история взросления, которое часто происходит вдруг, не потому, что возраст подошёл, а потому, что здесь и сейчас приходится принимать непростое решение, а подсказки спросить не у кого. Это история любви, хотя вы не встретите ни самого слова "любовь", ни прямых описаний этого чувства. И история чуда, у которого иногда бывает тёмная изнанка. А ещё это история выбора. Выбора дороги, друзей, судьбы. Один поворот – и вернуться в прежнюю жизнь уже невозможно. А плохо это или
хорошо, понятно бывает далеко не сразу.
В общем, стоит готовиться к сильным впечатлениям. К тому, что эта пронзительная история начинается как будничная. К тому, что иногда приходится делать выбор из одинаково отчаянных вариантов. К тому, что из самых лучших побуждений можно совершать страшные поступки, которые не забудутся до конца жизни. И к тому, что у любви так много разных воплощений, что порой её не отличить от предательства. Как сказал один из читателей этой книги до меня, "жизнь не всегда отражается радугой в наших мыльных пузырях".
Всё так. И мы отправляемся по тропинке через лес, рассчитывая, что всё обойдётся. Без остатка вкладываемся в отношения, потому что важно совсем не то, как они закончатся. Принимаем трудные решения. Совершаем страшные поступки. Бываем счастливы и страдаем. Живём. И если бы кто-то сразу рассказал мне, чем закончится этот роман, я всё равно прочла бы». (12)
Веркин, Эдуард. Друг апрель / Э. Веркин. – Москва : Игра слов, 2011. – 320 с. : ил.
«Похоже, русские писатели всерьёз взялись за романы для детей и подростков. И успех книги Эдуарда Веркина «Друг апрель» говорит об интересе читателей к подобной прозе.
Впрочем, Веркин писатель далеко не оптимистичный. И его книга в полной мере демонстрирует все проблемы современной литературы для подростков.
Главный герой Иван Аксёнов, средний ребёнок из неблагополучной семьи, живущий на полузаброшенном полустанке. У него есть старший брат Чугун, младший – Тюлька и мать, которая пытается прокормить сыновей. Чугун – парень дурной, с матерью и братьями всегда в ссоре. Тюлька ещё почти ничего не понимает. Иван – нечто среднее между ними. В школе у него репутация драчуна, сверстники предпочитают обходить его стороной, дома, наоборот, он ни с кем не связывается. Но Иван не совсем отчуждён, он по-настоящему заботится о
Тюльке и влюблён с детского сада в девочку Ульяну. И это чувство заполняет всё.
Однако смущает обилие житейской серости, жестокости и несчастий на одну страницу. Сегодня почему-то принято говорить о неполных семьях, алкоголизме родителей, насилии дома, неуправляемости детей и так далее. Речь не идёт о том, чтобы замалчивать эти темы, но нынешняя литература всё больше бытописует, чем описывает.
Вот и герой Веркина то домой идёт с неохотой, потому что по плану ожидается большой скандал или пьянка, то мутузит кого-то за свою правду. То ненавидит старшего брата, то врёт младшему, впрочем, последнее он делает не со зла, с воодушевлением и очень здорово. Но финал повести печален. Старший мотает срок в тюрьме, младший увлечён чем-то своим. А Иван по-взрослому одинок, первая любовь, как это часто и бывает, заканчивается ничем.
Понятно, что Веркин пишет жизнь, однако неясно, что мешает привнести в неё немного надежды.
Но спасает текст прекрасный стиль. Автор замечательно работает как с разговорным языком, так и со сленгом. К тому же в повести полно лирических отступлений, написанных весьма поэтично.
Впрочем, начало повести уже манит: "Глаз моря. Чёрный. Белый камень – чёрный круг, так, чуть треугольный кружок. Найдёшь глаз моря, обязательно к морю вернёшься, так бывает, примета настоящая. А если глаз нашёл, а на море не был, тогда что, наоборот? Море к тебе вернётся? Кажется, тут было оно когда-то, в мезозойскую эру, на географии говорили… Море и динозавры"». (1)
Веркин, Эдуард. Кусатель ворон / Э. Веркин. – Москва : Эксмо, 2014. – 416. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
«Долгий путь к себе и к людям начинается для главного героя повести Эдуарда Веркина "Кусатель ворон" с автобусной экскурсии по Золотому кольцу. Одарённые ребята из Германии и одарённые дети из провинциального российского городка. Так было запланировано. Но чиновники как всегда всё переиграли. И если немецкие одарённые действительно оказались обладателями неких талантов, то со стороны российской глубинки почти
все оказались представителями так называемой "золотой молодёжи", дети "лучших людей города".
Со свойственным ему сарказмом автор описывает как одарённые и "одаренные" начинают свой путь по Золотому кольцу. Кажется, типичная "роуд стори". Только с каждым километром, каждым "пройденным" городом нарастает и нарастает абсурд. Веркин, хорошо знающий быт и психологию российской глубинки, не то чтобы высмеивает её. Но выпячивает то, что заставляет не просто улыбаться. Смех его не всегда добрый.
Виктор Бенгард – блогер, провинциальный журналист, от лица которого ведётся повествование, с маниакальным упорством и настойчивостью ведёт хронику путешествия, которое кажется тем безумнее, чем дальше герои отъезжают от родного города. Бенгард остроумно подтрунивает над своими со-путешественниками, над достопримечательностями и даже над местными жителями. Мы читаем "путевые заметки" Бенгарда. Блог, который он ведёт. И тут надо отдать должное умению Веркина неискусственно и ненавязчиво "говорить" с читателем на молодёжном сленге. Очень органично он встраивается в речь персонажей, не режет слух, не вызывает раздражения. Читаешь и понимаешь, что эти мальчики и девочки по-другому говорить бы не стали. И ехали бы герои также весело, с шутками-
прибаутками, если бы у них не сломался автобус. Туман, опустившийся на дорогу, словно театральный занавес завершает первую часть "Золотое кольцо" и открывает новую "Ефимов ключ".
У маленькой деревни, где живут одни старухи, есть свой секрет – волшебный родник. Именно его и начинают искать герои с помощью забавного паренька Капанидзе. У всех свои надежды и чаяния. Вынужденная остановка в ожидании нового автобуса из простого происшествия вдруг дорастает до настоящего приключения, в котором проявляется истинное лицо каждого путешественника.
Герои Веркина – подростки-циники, которым кажется, что они уже знают цену всему на свете, ни капли не сомневающиеся в собственной уникальности и превосходстве. Такими они начинают свой путь. Но для переоценки ценностей и собственных возможностей героям не понадобились фантастические приключения. Чтобы услышать себя и других, оказалось, нужно лишь оторваться от цивилизации. Полузаброшенная деревня, лес – и переоценка ценностей для вчерашних циников обеспечена.
Мифический родник становится ключом, который помогает открыть таланты, "спавшие" в каждом из героев. Под конец становится не так уж важно, нашли они настоящий родник или нет. Главное, почти все
нашли себя. Или хотя бы нащупали этот путь. На это намекает последний список Виктора Бенгарда, составленный уже гораздо позже автобусной экскурсии. Список "лучших перед потопом".
Была ли на самом деле эта деревня и этот ключ или просто местный дух-хранитель навёл на усталых путешественников морок и водил вокруг да около, читатель решит для себя сам». (14)
Веркин, Эдуард. Мертвец / Э. Веркин. – Москва : ИД Мещерякова, 2013. – 464 с.
«Талантливый прозаик Эдуард Веркин долго не мог жаловаться на удачу – пять премий подряд в престижных конкурсах детской литературы свидетельствуют об этом вполне ясно. Но история публикации этой книги заставляет несколько усомниться в удачливости её автора. Роман "Мертвец", в «рукописи» ещё в 2009 году удостоенный премии "Заветная мечта", книжный вид обрёл лишь спустя четыре года, выйдя небольшим тиражом в известном, но совсем не
ведущем российском издательстве. Что ж так задержало выход книги к читателям?
Живёт такой паренёк, подросток Никита Слащёв, в маленьком городке под Костромой и рассказывает всем нам "от первого лица" о своей жизни. Сначала в голове истории прокручивает, затем в тетрадку пробует записать. На бумаге получается "убого", а в голове – очень даже ничего. Хотя описывает Никита "просто жизнь", день за днём. И есть нюанс: не то чтобы он (писатель) полностью придерживается правила, высказанного в самом начале книги – "шутить вредно, ирония разлагает сознание, это нам на литературе сказали". Нет, ирония-то в романе есть, но вот что "шутки шутить" писатель не собирается, он показывает с первых страниц.
Для какого читателя, какого возраста написана книга? "Страшилки" свои Веркин писал явно для детей, "Облачный полк" хорошо воспринят и детьми, и их родителями, а вот "Мертвец" – книга не для детей, её и не каждый взрослый читатель "расшифрует" (хотя в рекомендациях написано "для среднего школьного возраста"). Веркин знает психологию подростков, их жизнь изображает вполне достоверно, но именно "достоверность" и может вызвать отторжение у совсем разных читательских категорий. Потому что может заставить задуматься…
Есть в книге смешные эпизоды – вроде истории похорон по скандинавскому обряду любимой собаки мэра, организованных младшим братом Никиты – "маньяком-похоронщиком" Сенькой Черепом. Но общий настрой совсем не такой: "Тут скучно. Даже тяжело… Сегодня рулит ненормальность". Даже подросток уверен, что плохой конец в книге правдоподобнее, потому что жизнь такая. И у книги Веркина "плохой" конец. "Профессиональная дружба" (по принуждению родителей) с несуразным сыном отцовского начальника, прозванного Никитой "Упырём", могла получить и иное завершение… Но не у Веркина, знатока детской психологии. Что значит – "Ты должен нам всем помочь"? А кто поможет помогающему? Подростки сами не знают (чаще всего), зачем делают разные гадости, даже весёлые и неглупые подростки. Но если герой говорит: "Я уж не помню, когда в последний раз смеялся, не смешно мне, блин", то вполне ожидаемо от него услышать и такое: "Всё маразм… У нашей страны нет будущего, это точно". У всего нашего мира нет будущего, если родители врут, и дети ясно видят их враньё и лицемерие. Никита Слащёв долго был хорошим и послушным, а всё ж решил, что никого жалеть не надо.
Мужественный человек и хороший писатель Эдуард Веркин предстаёт в этой книге суровым реалистом и
жёстким критиком нашей вовсю приукрашиваемой реальности, потому "реальность" и сопротивлялась четыре года показу её неприглядности». (9)
Веркин, Эдуард. Облачный полк / Э. Веркин. – Москва : КомпасГид, 2012. – 296 с.
«Книжка придумалась как-то сразу. То есть в один прекрасный день я понял, что надо срочно писать «Облачный полк». Вот просто возникла уверенность. А название уже давно было. Некоторое время я собирал материал, затем взялся за работу и быстренько написал. Без мук, даже, пожалуй, с удовольствием. Приятная, лёгкая книжка получилась.
"Облачный полк" не трактует тему Великой Отечественной войны. Для меня война однозначна – в сорок пятом году мы победили Великое Зло. Добро и правда были, безусловно, на нашей стороне. Пожалуй, моей задачей было написать книгу, не переступая за границы советского канона прозы о пионерах-героях, но при этом сам этот канон
несколько расширить. Придать идеологической плоскости человеческий объём». (3)
«Как рассказывать детям о великой войне? И что они, вообще говоря, могут понять? Мальчик Вовка спрашивает своего прадеда: "А на что похожа война? По ощущениям?" И тот находит слова, понятные для него: "На болезнь. На грипп. Как будто всё происходит не с тобой, а рядом… Всё время надо куда-то идти, каждый день, и всё время ты отчего-то просыпаешься, каждый день по пять раз просыпаешься… Короче: ты больной с распухшей головой бредёшь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться". Вовка закрывает глаза и пытается представить.
Книга Эдуарда Веркина – не свидетельство. Это попытка представления. По личной причастности к войне Веркин гораздо ближе к мальчику, чем к его прадеду. Но "Облачный полк" недаром получил первую премию конкурса подростковой и юношеской литературы "Книгуру" – конкурса, где победитель определяется прямым читательским голосованием. Дело в том, что это искренняя книга. И первая за много лет, читать которую больно и страшно, однако не стыдно. Она берёт за душу, но не сеет модную и ложную смуту из разряда "что наши, что не наши – всё едино". "Облачный полк" – книга патриотическая в
прежнем, незатасканном смысле этого слова. А что она страшная… так ведь война. Закройте глаза. Представьте…
Город на северо-западе России. Его только что бомбили. Во многих домах разгорается пожар. На балконе одного дома стоит девочка, кричит, машет руками. Внизу несётся пожарная машина. Машина не останавливается. Пожарные не видят девочку, а может, торопятся тушить охваченные пламенем склады, потому что огонь повсюду. Всё смешалось. Родной, изученный до мелочей город в несколько минут стал незнакомым и враждебным. Девочка – сестрёнка героя книги. Сейчас он увидит её смерть. Так для мальчика Митьки началась война.
Этот мальчик, рассказчик, при несомненной личной вовлечённости всегда остаётся немного в тени, он всегда – наблюдатель, а главные действующие лица – другие.
Командир партизанского отряда Глебов, озабоченный, занудливый, постоянно помнящий, что у него в отряде есть дети, среди сугробов и землянок пытающийся им рассказывать всякий ненужный бред. Это сначала Митька так думал. А потом понял: "Советская власть, в этом вся причина. Фашисты пришли, а она не закончилась. Даже окрепла. В газетах пишут, что даже мультфильмы сейчас делают. Кто-то мультфильмы делает, а Глебов вот про Сатурн.
Всё правильно". Правильно – всё, что помогает не оскотиниться, не ожесточиться, не сойти с ума.
Партизан Лыков, который не умеет готовить, но когда-то состоял при продуктовом складе, – вот теперь его и отрядили в повара. Лыков считает, что вкусная еда – это еда, которой бывает много и вовремя. И его товарищи готовы с ним согласиться.
Самый "непартизанистый" участник отряда – Ковалец. Ковалец, который так любит аккуратно, на пробор, причесаться, приодеться, отполировать ногти. Мечтающий об ордене, невезучий, нервный, вечный объект насмешек. Разве такой может быть героем? Да. И такой может.
Но главный герой книги – Лёнька Саныч. Храбрый, добрый, злой, рациональный, суеверный, скомороший, вечно деятельный, никогда не отступающий; он жестоко, изобретательно издевается над пленным полицаем, но заботливо опекает неопытного мальчика-горожанина. Сам-то он крестьянский парень, умеет морозной ночью развести нодью и не пропасть с голоду в любую бескормицу, звериным чутьём находит дорогу в лесу, среди болот, а зубоскалит так, что ты ему слово – он тебе десять, и каждое слово – круглое и меткое, как пуля.
Даже из Москвы прилетают его фотографировать для газеты. Ведь страна должна знать своих героев!
Только у них ничего не получится. Его, как авторитетно заверяет Саныч, сфотографировать нельзя. И убить нельзя. Цыганка в детстве заговорила. И в некотором смысле это правда. У Саныча – Лёньки, Леонида, царя спартанского, до конца державшего Фермопильский проход, – своя судьба. На небо он уйдёт последним.
Они все уйдут. Читая об этом, хочется скрежетать зубами и плакать, в горле стоит комок. Давно ли мы видели такую прозу о войне? Давно…
А на земле останется мальчик Митька. Вытолкнутый из воронки. Последним усилием – спасённый. Старый дед Митя. У него всё хорошо. Тёплый дом. Сын. Внук. Правнук. Он живёт за всех ушедших. Шепчет их имена. И хранит старую засвеченную фотоплёнку. А вдруг когда-нибудь, хоть лет через двадцать, техника дойдёт до того, что и засвеченную можно будет проявить… Дожить бы». (16)
«Конечно, ни одно поколение писателей не обходит стороной одну из самых страшных, но и очень важных тем – тему войны. А для современных подростков об этом писать, может быть, особенно сложно, потому что есть боязнь "наткнуться" на "сколько можно уже", "надоело".
Книга Эдуарда Веркина "Облачный полк" – о войне и о детях на войне. Этой книге сами подростки отдали
первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". Повесть поражает своей достоверностью, почти документальностью. А ведь автору всего сорок… Не был он "там". Но эффект присутствия не покидает читателя до самого последнего момента. Формально говоря, перед нами "рассказ в рассказе" от первого лица: прадед разглядывает с правнуком старый альбом.
Взгляд из XXI века в страшный 43-й. Холод. Грязь. Саныч и его младший напарник ведут "пленного гада" в партизанский отряд. Очень долго читатель не догадывается, что Саныч тоже подросток, мальчишка, который верит, что он "заговорён" и от пули и от фотоаппарата (ну никак корреспонденту его не снять), верит в "топтунов" и опасается строгой девушки Алевтины… А ещё постоянное чувство голода, мечта "наесться".
История партизанского отряда выписана крупными мазками, эпизод сцепляется с эпизодом. Вот мальчишки выменивают у фрицев тушёнку за гранаты, а вот пытаются "разобрать" кучу из восьми смёрзшихся тел, тех, кого знали по имени, каждого…
Только к самому концу повествования становится понятно, что Саныч – это Лёня Голиков, тот самый пионер-герой, портреты которого висели среди других портретов пионеров-героев почти в каждой советской
школе в 50-80-е годы ХХ века, изображённый так реалистично (а не лубочно) в страшной и грязной "военной работе".
Название повести "Облачный полк" заставляет вспомнить "Журавлей" Расула Гамзатова. Только в истории Веркина те, "кто в землю полегли когда-то" превратились не в "белых журавлей", а в "облачный полк"». (6)
Веркин, Эдуард. Через сто лет / Э. Веркин. – Москва : Эксмо, 2014. – 352 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
«Не люблю книги про вампиров. И знай я наперёд, что "Через сто лет" как раз из числа подобных произведений, то, скорее всего, просто бы не открыл книгу. К счастью, я этого не знал.
Почему я говорю «к счастью»? Потому что роман Эдуарда Веркина является самой странной историей о вампирах, которую мне довелось
встречать. Автор задался вывернуть сюжет о кровососах наизнанку. Хочу особо подчеркнуть: не традиционный сюжет (это уже наверняка делали и раньше), а современный, навеянный за последние пару десятилетий кинематографом.
Веркин начал с того, что так часто предотвращают герои голливудских фильмов – с апокалипсиса. Прошло уже сто лет, как серия природных и техногенных катастроф, а также вирус, превращающий людей в упырей, практически полностью уничтожили человечество. У изуродованной планеты оказались новые хозяева – homo vampiricus.
Вампиры в этом романе ничуть не похожи на свои образы из современной массовой культуры. Уродливые, боящиеся солнечного света, обладающие нечеловеческой силой и потрясающей регенерацией, практически бессмертные существа. И одновременно – невероятно несчастные создания, ибо Бог отвернулся от них. Всё дело в том, что у вампиров нет души, вернее есть, но очень мало, какой-то клочок, который позволяет жизни ещё как-то теплиться в теле, но не более того. Лишённые эмоций, чувств, способности творить и создавать нечто новое вампиры оказались не нужны самим себе. Ну да, они сильные и живучие, но что с этого толку, если твоя жизнь сводится к бесконечному прозябанию, а ты сам
не можешь даже оплакать свою горькую судьбу?
Авторская ирония состоит в том, что в мире, в котором хозяевами являются упыри, высочайшей ценностью оказался Человек. Причём люди вампирам нужны не в качестве пищи, а в качестве объекта для подражания и недостижимого идеала. Без людей носферату могут только умереть, так как существование, которое они влачат, куда хуже смерти и только живые дают надежду немёртвым на воскрешение, ибо если однажды произошла мутация, которая превратила человечество в вампиров, то имеется теоретическая возможность обратить процесс вспять.
Люди уже много лет ведут научные изыскания, вроде бы даже успешные и позволяющие надеяться, что заветный способ обратной мутации вот-вот будет найден. Но поскольку здесь затронута такая вещь как душа, то наука откровенно пасует. Что есть душа? Остаётся ли она неизменной на протяжении всей жизни или душа – это зёрнышко, за которым надо долго и внимательно ухаживать? А если так, то какие для этого нужно применять методики и упражнения? Да и вообще: что такое – быть человеком?
Именно этот вопрос является краеугольным для большинства вампиров. С целью найти ответ на него вампиры изо всех сил (а сил у них очень много) пытаются подражать людям. Носят парики (волосы
выпадают у них в первые же минуты после рождения), регулярно подпиливают клыки, имитируют эмоции, заводят домашних животных, поддерживают ветшающую инфраструктуру, потихоньку восстанавливают уничтоженную катаклизмами биосферу планеты.
Один из главных парадоксов книги состоит в том, что бездушные вампиры оказались гораздо добродетельнее людей. У них нет никаких чувств и эмоций, а значит им незачем конкурировать друг с другом. У них нет войн, нет соперничества, нет даже банальной вражды. Они то и обманывают друг друга с трудом, ибо для обмана нужно приложить усилия, а большинству вампиров просто не хочется лишний раз напрягаться.
Несмотря на гнетущую атмосферу, ауру безнадёжности и тоскливого отчаяния «Через сто лет» является очень лиричным произведением о существах, которые не способны испытать какие-либо чувства. Кроме этого, эта история рассказывает о том, что всегда есть шанс исправить самую страшную ошибку и восставшее из праха человечество (это не спойлер, поскольку об этом становится известно в первой же главе) является тому доказательством. Ну и, конечно, данный роман, помимо всего прочего, является ещё и гимном гуманизму, ибо в этой книге бездушные вампиры сделали всё возможное и
невозможное, чтобы вернуть себе право быть людьми.
Итог: очень сильное и очень необычное произведение, в очередной раз доказывающее, что отечественная фантастика может создавать сильные и неординарные вещи. Лишний балл добавлен за довольно успешную попытку уйти от литературных и кинематографических штампов».(11)
Веркин, Эдуард. ЧЯП / Э. Веркин. – Москва : Эксмо, 2016. – 384 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
«Эта книга, я думаю, впечатлит не только и не столько подростков. Как взрослый человек преклонных 35 с половиной лет, скажу откровенно – "ЧЯП" я читала с большим интересом, практически взахлёб. И наверняка не раз захочу взять в руки и перечитать. Отличное пополнение моей книжной полки, отличное. Признаюсь – не ожидала!
Это захватывающий и сильный текст, в котором всё вперемешку. Отчасти это мистика. Одна сцена со старушкой в истлевшем белом халате и с сумкой, сплетённой из травы, чего стоит – бррр! Если б я читала это ночью, мне стало бы страшно.
Отчасти это реализм. Местами очень напоминает Крапивина – провинциальный городок Гривск ("столица русского торфа") с пыльными улочками, двориками, речкой, заброшенными территориями (чем не Безлюдные пространства?) и мальчишками, которые ищут приключений, и, конечно же, находят их.
Отчасти это чуть ли не постапокалипсис, чего стоит одна только великолепная глава с брошенным посёлком, в котором когда-то разлились химикаты.
Отчасти – очень крепкий и качественный "производственный" роман – в духе тех, что писал Хейли, например, – когда писатель очень глубоко и внимательно изучает одну тему. Вникает. Здесь у нас – тема нумизматики, старинных монет и жетонов, и чувствуется, что автор то ли сам любит погулять с металлоискателем и лопатой, то ли с очень знающими людьми общался, когда материал собирал.
И вот из всего этого, страшного и комического, обыденного и чудесного, получился отличный
приключенческий роман, от которого просто невозможно отойти, не дочитав. Эту книжку очень легко читать. Там много тайн. Там постоянно что-то происходит. Там ищут клады. Там верят в удачу – и не только в обычную, но и в бродячую, дикую, ту, которая иногда нечаянно выпадает тебе от мироздания просто так, потому что произошел маленький сбой в системе. Чертовски симпатичная теория, так и хочется в неё поверить.
А еще в "ЧЯП" очень интересные персонажи. И я сейчас не о «королеве поэтов» Элеоноре Царяпкиной, которая, видимо, призвана разбавить собой серьёзное и слишком взрослое наполнение книги. Элеонору, как персонажа комического (ну или трагикомического, если попытаться воспринять её всерьёз), мы оставим подросткам, которым ведь тоже адресована книга.
А мне гораздо интереснее два главных героя – Синцов и Грошев. Они противоположны, а противоположности притягиваются. У одного из них есть дело всей жизни, есть огромный опыт, информация, умения, он прилично зарабатывает, но главное, он – вроде бы – знает, зачем и с какой целью существует. Да, это Грошев. В лучших традициях классицизма он получил говорящую фамилию – ведь он собирает и продаёт монеты. Читаешь, и с трудом верится, что ему 16 лет. Этот герой кажется очень
взрослым, где-то даже пожилым, очень уж умно рассуждает… А вот Синцов – он такой классический подросток, он пока ещё никто, куколка, личинка человека. Ни призвания, ни талантов особых, ни даже мечты. На вопрос: «Чего б ты попросил у Золотой рыбки?» он мнётся и говорит какую-то ерунду. Видимо, поэтому, от своей неопределённости и неоформленности, он так безусловно и целиком подпадает под влияние весьма определённого и осознанного Грошева, и таскается с ним, куда позовут, и делает всё, что скажут.
Ну и естественно, под влиянием этого общения Синцов меняется – как монетка, которую извлекли из земли и теперь аккуратно и бережно приводят в приличный вид.
Импонирует, что в книге поднимаются вопросы, о которых взрослые ужасно не любят говорить. Зато подростки обожают, да. Смысл жизни. Бытие или сознание, деньги или духовные ценности, усадьба неизвестных поэтов Дятловых или нефтепровод, на пути которого сметают и берёзки, и рябинки, и всё прочее, что стоит на пути…. Синцов на последних страницах книги свой выбор делает. И это, наверное, правильный выбор. Хотя – кто его разберёт?
Что привлекло меня в этой книге больше всего? Обаятельные и думающие герои, с множеством мыслей, привычек, мелочей, подробностей. Я очень
люблю, когда автор не жадина, когда автору не жалко поработать над своими героями как следует и сделать их живыми. И декорации здесь небанальные, и приключения по-настоящему увлекательные, это вам не от снежного человека по лесу бегать…
А ещё в "ЧЯП" мне понравилась непредсказуемость, крепкий сплав сказки и яви, пугающей мистики – и отличного юмора. Я читала эту книгу во время мигрени – и много смеялась. А вызвать смех у человека с мигренью, это, знаете, под силу далеко не каждой книге. И далеко не в каждой книге серьёзное и смешное переплетены так умело.
У меня осталось несколько вопросов. Я ещё перечитаю "ЧЯП" и, скорее всего, не раз. И тогда, может быть, станет понятно, к чему был тот найденный Синцовым в лесу гвоздь, вбитый в землю, и что за тайны хранились у Грошева на чердаке, и зачем нужны синие собаки, бегающие по Гривску, – то ли это не выстрелившие ружья, то ли читатель был невнимателен и прошляпил. Читатель может, с ним такое не впервой. А в целом же впечатление от книги очень хорошее. Всем теперь советую: писателя Веркина – читать! И если другие книги у него так же хороши, как "ЧЯП", то я себя буду чувствовать, как тот Грошев, нашедший редкую монету и не верящий своей удаче. Удача – она ведь, знаете, особа капризная и улыбается далеко не всем». (10)
Книги Эдуарда Веркина *
Большая книга ужасов 1 : [сборник : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2010. – 384 с. : ил. – (Большая книга ужасов).
Большая книга ужасов 9 : [сборник : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 348 с. : ил. – (Большая книга ужасов).
Большая книга ужасов 2012 : [повести : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2012. – 381 с. : ил. – (Большая книга ужасов).
Большая книга приключений для мальчиков : [повести : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2010. – 400 с. : ил. – (Большая книга приключений).
Герда : [роман : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2014. – 384 с. : ил. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
День повелителя пираний : повесть : [для сред. и ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2008. – 190 с. – (Летний детектив).
Друг апрель : [повесть : для ст. шк. возраста]. – Москва. : Эксмо, 2010. – 350 с. – (Первый опыт любви).
Звездолёт «Черничная Чайка» : [повести : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2010. – 383 с. – (Большая книга приключений).
Книга советов по выживанию в школе : [для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2011. – 320 с. : ил. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).
Кошки ходят поперёк : [роман : для ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 416 с. – (Хроника Страны Мечты).
Кошмар с далёкой планеты : [повесть : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 191 с. : ил. – (Космические приключения).
Краткая история тьмы : кн. 5 : [для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2013. – 416 с. : ил. – (Хроника Страны Мечты).
Кусатель ворон : [роман : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2014. – 416 с. : ил. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
Лучшие приключения для мальчиков : [повести : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 384 с. – (Большая книга приключений).
Лучшие приключения для мальчиков : [повести : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2011. – 381 с. – (Большая книга приключений).
Мальчишкам до 16 и старше : [настольная книга по жизни : для сред. и ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2012. – 368 с. : ил. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).
Мертвец : [роман]. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013. – 464 с. : ил. – (NET.NA.KAPTE)
Место снов : [для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2006. – 476 с. – (Хроника Страны Мечты).
Облачный полк : повесть : [для ст. шк. возраста]. – Москва : КомпасГид, 2012. – 296 с.
Остров последнего злодея : [ роман : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 156 с. – (Космические путешествия).
Планета чудовищ : [повесть : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 224 с. : ил. – (Космические приключения).
Пчелиный волк : [роман : для ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 400 с. : ил. – (Хроника Страны Мечты).
Снежные псы : [роман : для сред. и ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 384 с. : ил. – (Хроника Страны Мечты).
Стеклянная рука : [для сред. шк. возраста.]. – Москва : Эксмо, 2010 – 156 с. : ил. – (Лучшая книга ужасов)
Супербой. Маньяк и Робот : [повесть : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2016. – 192 с. – (Настоящие приключения).
Через сто лет : [повесть : для ст. шк. возраста]. – Москва 6 Эксмо, 2014. – 352 с. : ил. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
Черничная Чайка : [повесть : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2009. – 156 с. : ил. – (Космические приключения).
Чудовище с улицы Розы : [ повесть : для сред. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2005. – 188 с. : ил. – (Страшилки).
ЧЯП : [повесть : для ст. шк. возраста]. – Москва : Эксмо, 2016. – 384 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
* Из фонда Приморской краевой детской библиотеки.
О творчестве
1. Бондарева А. Суровое детство Аксёна : [о книге Э. Веркина «Друг апрель»] / А. Бондарева // Читаем вместе. – 2011. – № 7. – С. 39.
2. Веркин Э. Кто не любит своих героев – полюбит чужих : [беседа с писателем / беседовала Т. Шабаева] // Литературная газета. – 2013. – № 33/34. – С. 4.
3. Веркин Э. Мне хотелось вспомнить Героя...: [интервью с писателем / беседовала В. Бройде] // Книжное обозрение. – 2013. – № 7. – С. 3.
4. Веркин Э. О том, как Эдуард Веркин спас "Мёртвые души": [беседа с писателем / беседовала А. Бондарева] // Читаем вместе. – 2013. – № 4. – С. 8-9.
5. Веркин Э. Чёрно-белый мир : мужской разговор о войне и литературе: [беседа с писателем / беседовал / А. Олейников] // Библиотека в школе. – 2013 – № 5. – С. 12-16.
6. Маршакова М. Привет, давай почитаем… : современная детская литература глазами учителя-словесника : / М. Маршакова // Библиотека в школе. – 2016. – № 3. – С. 20-27.
7. Порядина М. Честнее правды : [о книге Э. Веркина «Облачный полк»] / М. Порядина // Читаем вместе. – 2015. – № 5. – С. 36.
8. Веркин Э. Сайт писателя // https://fantlab.ru/autor3368.
9. Веркин Э. «Мертвец» // https://fantlab.ru/work201586.
10. Веркин Э. ЧЯП // kaknado.su/blog/dosug/deti-3-6/knigi-eduarda.
11. Веркин Э. «Через сто лет» // f https://fantlab.ru/work555144.
12. Верховых Ю. Быть человеком : [о книге Э. Веркина «Герда»] // http://kulturmultur.com/project/78/Byt_chelovekom_28_05_2014.
13. Лебёдушкина О. Вспомнить героя : [о книге Э. Веркина «Облачный полк»] // http://magazines.russ. ru/october.
14. Лисова И. Ключ к себе : [о книге Э. Веркина «Кусатель ворон»] // http://kidreader.ru/review/2715.
15. «Хроника Страны Мечты» Эдуарда Веркина // https://fantlab.ru/ autor3368/responsespage1.
16. Шабаева Т. Полк уходит в небо : [о книге Э. Веркина «Облачный полк»] // http://lgz.ru/article/14-6410-03-04-2013/polk-ukhodit-v-nebo.
Эдуард Веркин : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская. – Владивосток, 2016. – 16 с. – (Детства сказочный ручей).