Басова Евгения Владимировна (псевдоним – Илга Понорницкая) родилась в Красноярске 26 февраля 1963 года. Через некоторое время переехала вместе с родителями в Чебоксары. Окончила школу с золотой медалью. Ещё в школе она начала писать стихи и рассказы. Один из рассказов был опубликован в журнале «Семья и школа». Евгения решает продолжить учёбу в Москве и поступает в МГУ имени М. В. Ломоносова. После окончания университета работает в различных изданиях, в частности в детском иллюстрированном журнале «Кукумбер», выходившем с 2000 по 2012 год, а также в региональных газетах Магадана и Чебоксар. Сейчас живёт в Чебоксарах, трудится в чувашской республиканской газете «Время», совмещая должности корреспондента и дизайнера-верстальщика. У Евгении Владимировны трое детей.
Основная аудитория, для которой пишет Евгения Басова, – подростки и дети школьного возраста. Иногда её сравнивают с Джоан Роулинг, которой никак не удавалось найти издательство, чтобы выпустить своего «Гарри Поттера». Евгения такого издателя так и не нашла, первую свою книгу – сборник «Внутри что-то есть» – выпустила благодаря средствам тех, кому нравились её рассказы. Дальше были книги «Эй, Рыбка!», «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы», «Уезжающие и остающиеся».
Евгения Владимировна Басова участвует в различных литературных конкурсах и премиях, удостоена ряда наград.
2009 год
• Российская национальная премия в области детской литературы «Заветная мечта». Второе место за сборник «Наша земля дышит» в разделе «Малая премия»
• Международный конкурс детской и юношеской литературы имени Алексея Николаевича Толстого. Лауреат премии за цикл повестей о современных детях: «Звери из детства», «Даша Птичкина и её друзья», «Эй, Рыбка!», «Наша земля дышит», «Заметки о Севере»
2011 год
• Литературный конкурс «Жёлтая гусеница». Специальный приз журнала «Кукумбер» в номинации «За настоящую любовь к своей планете»
2014 год
• Международная детская литературная премия имени Владислава Петровича Крапивина. Диплом за повесть «Открытые окна»
Басова Евгения Владимировна – член Товарищества детских и юношеских писателей России, член Союза писателей России.
Ответы Е. В. Басовой на вопросы анкеты БиблиоГида
Необходимые вопросы
1. Дата и место рождения
Я родилась в городе Красноярске, который сейчас почти не помню. Помню, конечно, Енисей и заповедник «Столбы» – скалы, там, где кончается город. Сейчас кажется, они постоянно присутствовали в жизни. Там что-то происходило, по выходным взрослые организовывали туда вылазки, их ждали в течение недели – мой мир был связан с лесом, который то ли казался полным разной живности и разных секретов, то ли на самом деле таким был.
2. Где Вы учились и «кем» работали (кроме как по призванию)
Я окончила факультет журналистики Московского университета имени М. В. Ломоносова и какое-то время работала газетным журналистом – ездила со «Скорой помощью», с милицией, брала интервью у людей разных профессий, ходила на заводы и фабрики. Увидела, например, как пекут хлеб, делают огромные трактора, плавят сталь, вяжут колготки и ещё многое другое. Но приходилось работать и не по специальности, когда нужна была какая-нибудь работа. Была, например, лаборанткой в литейном цехе, санитаркой в отделении для новорождённых, служительницей в собачьем приюте, художником-оформителем, репетитором по русскому языку (до сих пор горжусь, что все «мои» поступили). Редактировала чужие книги в издательстве, освоила дизайн и вёрстку. Этим сейчас и занимаюсь.
3. Ваша первая публикация
Мой первый рассказ «Черновик» был опубликован в журнале «Семья и школа» в 1982 году. Я написала его ещё в школе.
4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать)
У меня есть постоянный псевдоним – Илга Понорницкая. Он у меня со студенческих времён. В детстве я много времени провела в месте, которое
называется Понорница, и очень люблю его.
5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?
Сборник, в который вошли повести «Эй, Рыбка!» и «Школа через дорогу» (издательство «Самокат»), сказка «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы» («Речь»), «Уезжающие и остающиеся» («КомпасГид»). Это пока три вышедшие книги для детей и подростков. «Уезжающие и остающиеся» вышла под моим реальным именем – Евгения Басова. В ней три произведения: «Открытые окна», «Танец ветра сирокко» и, собственно, «Уезжающие и остающиеся», или «ЩИ» – заголовок в две строчки. Надеюсь, что рано или поздно к этому списку добавятся и другие.
6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?
Пока что моим книгам, как мне кажется, везло на художников. «Булку с Беляшом» иллюстрировала Лиза Бухалова, а «ЩИ» – Юлия Блюхер. И обе они почувствовали характер книги, её героев. Обе умеют рисовать. Вообще же, художника найти очень трудно: автор и художник, по-моему, должны совпадать в чём-то на глубинном уровне. Мне очень нравятся книги Евгения Чарушина. Это не ретро, не старая школа – это то, что остаётся, по-моему, на все
времена. Я бы очень хотела встретить такого художника.
7. Существуют ли на основе Ваших книг:
художественные фильмы;
мультипликационные фильмы;
звукозаписи;
театральные постановки;
музыкальные произведения?
Пока что на мою книгу есть только буктрейлер, который сделала библиотекарь из Набережных Челнов Дарья Николаевна Миронова. Для меня это было неожиданностью. И было очень приятно.
Вопросы на выбор
1. Кем Вы хотели стать в детстве?
В детстве я хотела стать путешественницей, а когда подросла, то кем-нибудь, кто связан с путешествиями. Очень хотела плавать на корабле. Хотела быть, например, корабельным врачом. Или изучать рыб, и вообще – морские глубины. Хотела работать с животными, лечить их. Ещё хотела художником. Рано поняла, что буду писать книги. Не помню, говорила ли кому-нибудь об этом, но с кораблём была связана такая история. В девятом классе было принято всем что-то дарить на дни рождения.
Подарками для девочек занимались мальчики, а для мальчиков – девочки. Мальчикам дарили галстуки (учителя всё время твердили, что хотят видеть их при галстуках, а мальчики стеснялись). Девочкам же подарки дарили в зависимости от времени года: кому-то цветы, а тем, кто родился зимой, – пузырёк духов, понятно, недорогих. С цветами тогда было сложно. У меня день рождения зимой, и мне полагались дешёвые духи. Но мальчишки, которые занимались девчачьими днями рождения, вдруг подарили мне модель парусника. Этот корабль и сейчас есть у меня дома, его ремонтировали, подклеивали несколько раз.
2. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?...
Я благодарна своим родителям, сестре, дедушке, бабушке и всем родным, которые любили меня. У меня был совершенно уникальный дедушка. Его звали Бугаёв Александр Никифорович. Он фронтовик, награждён медалью «За отвагу». Он был необыкновенно добрым человеком и из всего мог сделать историю. Мог неожиданно рассказать сказку о любом предмете, который попался ему на глаза, – о варенике, тапочке, о молотке, о заборе, а уж о курицах, кроликах и прочей домашней живности…
Когда я спрашивала его о войне, он рассказывал, какой у них на войне был жеребёнок.
Когда деду было очень плохо, он обнимал жеребёнка и разговаривал с ним. Плохое дед вспоминать не хотел, только хорошее. Он учил меня удить рыбу, делать удочки, забивать гвозди, красить, мастерить вертолётики из консервных банок. От него, наверно, мне передались способности сочинять.
Ещё хотела бы сказать о людях, которые встретились мне в довольно раннем возрасте и так или иначе поддержали меня, сказали, что мне действительно надо писать. Взрослые часто воспринимают литературные подростковые опыты несерьёзно, а сверстники могут и вовсе высмеивать. Поэтому страшно, если кто-нибудь узнает, что ты любишь сочинять. И вот мне встретились люди, которые сказали, что мне надо этим заниматься и что если у тебя есть любимое дело, то это вообще спасение от многих страшных вещей. Хочу назвать Софью Игнатьевну Богатырёву, работавшую тогда в журнале «Пионер», и преподававших у нас на факультете Лилию Шарифовну Вильчик и Владимира Борисовича Чернова. Всё это – люди-явления, за которыми стояло что-то мощное. Например, Софья Игнатьевна в юности дружила с Бродским. Она больше знала и больше думала, чем большинство людей вокруг. Мне повезло, что эти люди были в моей жизни.
3. Ваша любимая книга…
… в 7 лет?
В 7 лет очень любила сказки. У меня была книга «Вьетнамские сказки», а в ней самой любимой была «Ерунда за восемь монет». Ещё очень любила все истории про Незнайку Николая Носова. Это первая толстая книга, которую я прочла от корки до корки. Сказки доктора Сьюза про черепаху Ертеля и про слона Хортона, высидевшего яйцо.
И ещё была сказка в стихах «Ах и Ох» Владимира Гордейчева. В этой книге были необыкновенные, очень подходящие к ней картинки.
… в 15 лет?
В 15 лет трудно назвать что-то одно. Много прочитанных книг осталось с того времени, но я не могу сказать, в 14 я их прочитала, в 15 или в 16. Очень понравилась «Брат Молчаливого Волка» Клары Ярунковой, «Капитаны песка» Жоржи Амаду (по ней был снят фильм «Генералы песчаных карьеров»). Ещё была книга Николая Внукова «Слушайте песню перьев» – история индейца, который оказался в оккупированной фашистами Европе, вроде бы основанная на реальных событиях. Позже я читала, что это была мистификация. Но, так или иначе, это была одна из любимых книг. «Мартин Иден» Джека Лондона – мощная книга, которую надо
прочитать именно в таком возрасте – 15-16 лет.
Очень любила прозу Лермонтова. У нас был учитель, которому удавалось не отбить интерес к тому, что мы читали по программе. Его звали Василий Михайлович Алёшечкин. Его памяти я посвятила свою повесть «Эй, Рыбка!». Когда мы проходили «Героя нашего времени», я заодно прочитала «Вадима», «Княгиню Лиговскую» и всё, что нашла. Помню, что от этого нельзя было оторваться. И оттого, что они незаконченные, они цепляли ещё сильней.
… сейчас?
Сейчас тем более трудно что-то выделить, но писатель, к которому я возвращаюсь время от времени, – это Чехов. По моему субъективному восприятию, что бы ни происходило вокруг тебя, рассказы Чехова – это то, что ставит мозги на место, помогает разобраться в людях. В повести «Степь», например, Егорушка по пути в гимназию встречает очень много разных человеческих типов (каждый персонаж – тип), и все они раскрываются. Тем или другим способом про всех показано, как они видят мир.
4. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить?
С трудом отказываю людям, всю жизнь учусь говорить «нет».
5. Кто первым читает рукописи Вашей новой книги?
Чаще всего дочка. А если она слишком занята с учёбой, то друзья. Например, Маша Ботева – необыкновенный писатель и человек. (6)
Произведения
Басова Евгения. Уезжающие и остающиеся / Е. Басова. – Москва : КомпасГид, 2014. – 208 с. : ил.
Повести, вошедшие в новый сборник «Уезжающие и остающиеся» Евгении Басовой (псевдоним Илга Понорницкая), отмечены премиями имени Владислава Петровича Крапивина и «Книгуру». «Открытые окна» – о том, как подростки, не вылезающие из Интернета, неожиданно открывают для себя реальный мир. Обычная деревня, проза жизни, но эта «проза» оказывается такой многоцветной и захватывающей дух по сравнению с тупым и тусклым мирком компьютерных «стрелялок». «Танец ветра сирокко» и «Уезжающие и остающиеся» – о современной школе и жёсткой реальности, которой герои учатся противостоять.
А в общем, и поколение, «по самые ботинки» увязнувшее в Интернете из повестей Басовой, и мальчишки середины ХХ века, голосом которых были
«шестидесятники», проходят один и тот же путь, по которому суждено пройти каждому человеку, независимо от времени и места проживания. Первая любовь и первое предательство, первые победы над своими слабостями. Путь взросления. (1)
Понорницкая Илга. Эй, Рыбка! / И. Понорницкая. – Москва : Самокат, 2011. – 184 с. – (Встречное движение).
Две повести Илги Понорницкой, собранные в книжку под названием «Эй, Рыбка!», посвящены преображению души маленького человека. Маленького человека – и в смысле юного, и в том смысле, который закрепился за этим словосочетанием в классической литературе XIX века. Перед читателями пра-пра-правнучки петербургского чиновника Башмачкина. Только на их долю выпала жизнь не в столичном городе, а в провинциальном, заштатном, сиром. Каждая из двух главных героинь оказывается в той самой ситуации, когда впору повторять мольбу их предка: «Оставьте
меня, зачем вы меня обижаете?».
В первой повести «Эй, Рыбка!» между учениками и учителями, родителями и детьми – увы, столь привычная стена непонимания. Учитель русского языка окрещён учениками характерным прозвищем – Кирпич. Ребята его не уважают, насмехаются и дразнят. Другая представительница учительского сообщества – биологичка Светлана Павловна, которая, как кажется детям, не видит за своими семенами никого. Родители тоже особой чуткостью и заботой не блещут. Мать одного из главных героев – Сашки Боброва – как-то за чекушкой признаётся соседке, что не накладывает на себя рук не потому, что боится оставить одного сына (она и сейчас понимает, что не справляется с его воспитанием), а лишь из-за того, что не хочет попадать в ад и лишиться возможности потом, в другой жизни, стать женой олигарха. И вот у главной героини – девочки-подростка – рождаются отчаянные слова: «Ну почему так страшно показать, что ты кого-то любишь?... Надо мной будут смеяться. Зачем вообще кого-нибудь любить?»
Но отчаяние смывается любовью, новой дружбой. И главное – дети находят отдушину в рыбках. Благодаря им, живущим в аквариуме, установленном в школьной теплице, любовь – естественная потребность молодой души – находит путь для своего
существования. И тем яростней их месть тем, кто однажды выплёскивает рыбок на грядки: «Это всё равно как если бы нас бросили в огонь». Что ж, потомки Башмачкина, уже мертвецом стаскивающим со всех прохожих шинели, именно местью и должны были отозваться на гибель самого дорогого для них.
Но автор вновь показывает бессмысленность и опасность такого пути. «Праведная» месть обернулась вандализмом. Второе потрясение приходится испытать главной героине, когда она узнаёт, что Светлана Павловна собиралась развести чудесный сад в школьном дворе и верила в своих учеников – они не уничтожат красоту. Сама вера в человека уже кажется девочке чудом. И Кирпич, казалось бы «прямоугольный» примитивный Кирпич, понимает истинную причину поведения ребят и вдруг становится «самым лучшим человеком на свете». После этой истории разведение рыбок, уцепившись за хвост которых можно выплыть из болота, засасывающего «чувства добрые», становится реальным шансом на спасение для многих в классе.
Но автор повести далека от наивной сентиментальности, не надевает на читателя «розовые очки». Ребят подстерегают новые опасные ситуации, когда они достигают поры «первой мессы пола». Из троих друзей только одной главной героине удаётся сохранить своё лицо, сохранить себя.
А впереди – взрослая жизнь, уже после школы: «Нас выпускают на все четыре стороны. Выплёскивают, как рыбок из аквариума. Пусть не на грядку, в рассаду помидоров, где мы бы сразу задохнулись. Нас выплеснут в более подходящую среду. В какую-нибудь захламлённую речку, куда сливаются отходы с нашего завода. Там по воде будут плыть радужные нефтяные пятна, и мы сквозь них будем смотреть на солнце. Не каждая рыбка выживет в такой воде. Но некоторые всё же ухитряются там жить».
«Ухитряются жить», – автор произносит это с горькой иронией и тревогой. Но повесть утверждает, что есть и прямой путь, без ухищрений. Главная героиня смогла пройти через все испытания и беды, благодаря искренности, душевной опрятности и доброте. Именно это помогает маленькому человеку расти. Сохранить в себе эти ценности возможно, какие бы сложные ситуации не подбрасывала жизнь. Может быть, этой веры так не хватает сейчас многим? И так важно, чтобы они вовремя поняли свою неправоту. В этом им поможет Илга Понорницкая.
Вторая повесть «Школа через дорогу» о том, как отстаивает себя ещё более юная девочка – Светка учится в младших классах. С мамой ей, как говорят соседи, повезло. Мама чуткая и заботливая. Да вот беда: наконец-то устроилась на работу. И теперь у
неё нет ни сил, ни времени на то, чтобы решать проблемы дочери. А той из-за нового графика работы матери приходится перейти в другой класс, и там её встречают в штыки. Все проблемы Светке приходится решать самой. И она решает не только свои, но и чужие. Главное – она помогает людям быть добрыми, протягивать навстречу друг другу руки. Ведь для самой Светки даже яблоко – друг.
Повесть «Школа через дорогу» более светлая, более лёгкая, но едва ли не на каждой её странице разрешается та или иная проблема, с которой уже не в книге, а в жизни маленькие люди встречаются постоянно. И так здорово, что у них есть возможность усвоить добрые и ненавязчивые, живые и трогательные уроки талантливой «Школы через дорогу». (5)
Понорницкая Илга. Булка, Беляш и другие с Лесной улицы / И. Понорницкая. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 112 с.
Новая книга Илги Понорницкой «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы» солнечная и радостная. Сотня страниц с добрыми приключениями и светлыми,
яркими иллюстрациями (душевный и трогательный труд художницы Елизаветы Бухаловой) оставляют после себя улыбку и пару солнечных зайчиков-мыслей: «Скоро лето» и «Всё будет хорошо».
Первую, аппетитную часть названия уточняет обложка со счастливой собачьей семейкой: сдоба ни при чём, Булка и Беляш – клички симпатичных дворняг соломенной масти. Мама Булка «была жёлтая, как батон из магазина». А старший щенок «и впрямь был жёлтым, как и его мама. А один бок у него был коричневый, точно сильней поджаренный». И появляется ещё Белыш, белоснежный «собачий ангел», щенок редкой и дорогой породы, – но такой же добрый и преданный, как и беспородный жёлтый Беляш со своим золотистым семейством.
В иллюстрациях много лимонных, янтарных, шафранных, охристых оттенков, а ещё сильны акценты зелёного и голубого. Эти краски, чуть тронутые или хорошо, до румяной корочки, пропечённые солнцем, недвусмысленно говорят (и скорее даже звонко кричат!) о лете и летних радостях. «Ой, мам, ты такого же цвета, как солнышко!» – делает своё первое в жизни наблюдение только-только открывший глазки щенок. Солнце пробивается сквозь щели собачьей будки, солнце заливает городской двор, на котором играют со щенками дети из окрестных домов…
Просто, весело и дружно живут соседи во дворе на Лесной улице, сообща подкармливают собачье семейство. Мама Булка делит угощение с подругой, вороной Каррой, и всем хорошо… Немудрёную реальность дворового мира воссоздают лаконичные иллюстрации, где много цвета и света, но мало деталей. Главное – действие и состояние здесь и сейчас, счастье летнего дня. Простые контуры, простые ситуации: вот дворник берёт на руки щенка, вот мальчишки гладят собаку, вот найдёныш-кукушонок сидит в коробке… Никаких подробностей-финтифлюшек не нужно. Квинтэссенция чистой радости идёт от картинки к сердцу, игнорируя стадию разглядываний-размышлений.
Людской и собачий дворовый мирок – самый настоящий, живой, а не сказочный и сусальный. И насколько реальным и ощутимо простым было в нём счастье: бесконечное солнце, игра, каша с сосисками из щербатой миски, – настолько же реальна и внезапная беда. «Оторопь на неё нашла, и она не понимала, как так – всего несколько минут назад у неё были детёныши, дом, Карра… Возможно ли, чтобы не стало сразу ничего?»
Неприятности начинаются из-за бабушки Эвелины Петровны, потому что бабушка-то она бабушка (воспитывает внучку Настю, гуляет с ней во дворе), но ещё и самая настоящая колдунья: ходит в чёрном
плаще до земли, носит в сумке бутылку с зельем и один ключ ко всем домофонам. Следом придёт и другая беда, не «волшебная» уже – «социальная». Очень полюбят друг друга щенок Белыш и его новый хозяин, дворник Вася, но прежний хозяин Хлюздин (из породы «хозяев жизни») с дорогим щенком расстаться не захочет: «Да ты, если и метлу продашь, и рубашку, а заодно весь этот дом… Может, только если дом продашь, то расплатишься!». Да ещё и цинично обманет простодушного дворника. Но нет худа без добра: ворона Карра, к людям жутко недоверчивая, после всех передряг проникнется к человеку благодарностью и любовью, а заодно и призовёт на помощь новому другу огромную птичью стаю, грозную силу.
Безысходность наступает в ликующем летнем мире лишь на секунду, а потом сразу же открывается выход. Капля отчаяния растворяется бесследно в солнечном воздухе городского дворика, где у каждого есть друзья, готовые помочь.
Злодеи в итоге побеждены, конечно. Впрочем, «побеждены» – неточное слово. Применительно к героям действует принцип детского суда в варшавском приюте Януша Корчака: «Помиловать или оправдать». Мрачная колдунья Эвелина Петровна оправдана: мудрый профессор со стетоскопом слышит, как «шевелятся, ворочаются у
неё внутри детские обиды», и неспроста она такая выросла… А для «излечения», оказывается, нужно всего ничего: уделить ей внимание, с ней поиграть, и колдунья станет просто бабушкой. А вот Хлюздин помилован, и даже деньги, присвоенные обманным путём, ему остаются. Пусть живёт! Счастливая компания с Лесной улицы зла на него не держит… Только деньги всё равно тают на глазах, а забот прибавляется: без вмешательства мстящих, сама по себе работает вселенская справедливость.
Без тени морализаторства, легко и естественно повесть о приключениях ребят и собак с Лесной улицы утверждает бесхитростный человеческий кодекс: на озлобленность отвечать добром и попыткой понять, на зло и нахальную силу – правдой, на недоверие – лаской… И тогда всё точно будет хорошо, просто и по-летнему солнечно. (7)
Книги Евгении Владимировны Басовой
(Илги Понорницкой)
Булка, Беляш и другие с Лесной улицы / И. Понорницкая. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 112 с.
Уезжающие и остающиеся / Е. Басова. – Москва : КомпасГид, 2014. – 208 с. : ил.
Эй, Рыбка / И. Понорницкая. – Москва : Самокат, 2011. – 184 с. – (Встречное движение).
Литература о творчестве
1. Богатырёва Н. Как бы взрослые / Н. Богатырёва // Читаем вместе. – 2015. – № 1. – С. 41. – Рец. на кн. : Басова Е. Уезжающие и остающиеся / Е. Басова. – Москва : КомпасГид, 2014. – 208 с.
2. Ботева М. Свобода выбора / М. Ботева // Библиотека в школе. – 2015. – № 4. – С. 34. – Рец. на кн. : Басова Е. Уезжающие и остающиеся / Е. Басова – Москва : КомпасГид, 2014. – 208 с.
3. Кирилова А. Иванова, к доске! : о книге Илги Понорницкой «Эй, Рыбка!» / А. Кирилова // Библиотека в школе. – 2012. – № 5. – С. 36-38. – Рец. на кн. : Понорницкая И. Эй, Рыбка! / И. Понорницкая. – Москва : Самокат, 2011. – 184 с.
4. Мяэотс О. Больше света! / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2009. – № 21. – С. 24-26.
5. Когда яблоко друг // http://readik.ru.
6. [На анкету «БиблиоГида» отвечает Илга Понорницкая] // http://bibliogid.
7. Фролова Т. Всё будет хорошо // http://kidreader.ru.
Евгения Басова : дайджест для рук. детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская. – Владивосток, 2015. –12 с. – (Детства сказочный ручей).