Евдокимова Наталья Николаевна
Наталья Николаевна Евдокимова – детский писатель. Родилась 7 декабря 1979 года в городе Кременчуг (Украина). Потом переехала в Ханты-Мансийск, хотела посвятить себя профессии экономиста, даже окончила соответствующий колледж, но по специальности не работала, так как практически сразу, с 1999 года, стала заниматься литературным трудом. В настоящее время живёт в Санкт-Петербурге. Работает в Детской библиотеке истории и культуры, воспитывает двух детей и пишет рассказы и повести для детей и юношества.
Автор считает себя детским писателем, последователем Астрид Линдгрен, Виктора Голявкина. Но пробует разные жанры, пишет короткие рассказы и сказки, увлекается фантастикой. Не зря в числе своих любимых писателей Наталья Евдокимова называет братьев Аркадия и Бориса Стругацких. На премии «Дебют» в 2012 году именно её фантастическая повесть «Конец света» получила хорошие отзывы читателей и критиков и вошла в лонг-лист.
Впервые произведения Натальи Евдокимовой были опубликованы в журнале «Голос», это произошло в 2002 году. Выпуск был посвящён Владиславу Крапивину, которого писательница также называет в
числе своих литературных учителей. Первые её произведения издавались под девичьей фамилией Дубина.
Наталья Евдокимова является лауреатом и финалистом различных премий, таких как детская премия «Заветная мечта» (2006, 2007), премии имени Сергея Михалкова (2001, 2012), имени Владислава Крапивина (2012), конкурса на лучшее детское произведение «Книгуру» (2011, 2012).
Сама про себя Наталья говорит, что пишет для детей, любит юмор и песенное творчество. Также пишет стихи и сценарии, занимается переводом зарубежных песен для детей.
В настоящий момент Наталья Евдокимова является автором шести повестей, её перу принадлежат несколько юмористических сценариев и множество рассказов. Она один из кураторов любительского литературного конкурса «Сорванная башня», посвящённого проработке творческих находок Владислава Крапивина.
Беседа с писателем
– Любите море?
– Люблю, но на самом деле так написалось. Просто
«Музыка звёздного света» (оригинальное название – «Город с видом на море») – первая часть дилогии. Главная героиня Тин живёт в Петербурге. И море тут северное, холодное, а в книге «Лето пахнет солью» – южное, тёплое, замечательное, и Тин – одна из многих отдыхающих. К тому же первую повесть я написала специально для «Эксмо». Задача была придумать романтическую линию (особенность серии – взаимоотношения с мальчиками) и нормальную подростковую повесть, за которую мне бы не было стыдно. Думаю, у меня получилось. А вот сборник «Лето пахнет солью», состоящий из рассказов, мне предложили переработать в повесть. Я отказалась. В итоге книга вышла в «Самокате».
– Правда, что Вы ещё и стихи пишете?
– Очень плохие (смеётся). Хотя раньше думала, что у меня неплохо выходит, пока не послушала наших мэтров детской поэзии. Теперь точно знаю – стихи писать не умею.
– Что такое хорошее детское стихотворение?
– То, которое поражает, запоминается. Вообще сегодня прекрасных поэтов очень много. Одни пишут длинные сюжетные стихи, другие, например, Галина Дядина, – лирические. Настя Орлова сочиняет замечательные стихи для малышей. А ещё есть Наташа Волкова, Аня Игнатова, Юля Симбирская …
– А если говорить про рассказы, то какой самый интересный?
– Самый интересный тот, который увлекает и может что-то изменить в читателе. Согласитесь, хорошую книгу трудно отложить до завтра. Её хочется дочитать сегодня. Но в то же время жаль, что она быстро заканчивается.
– У Вас готовится к выходу ещё одна книга «Конец света». Как Вы сами определяете её жанр? Это сказка?
– Я считаю, что «Конец света» – фантастический роман, а вот мои друзья сравнивают его с антиутопиями. Но лично мне кажется, там, наоборот, нарисован совершенно утопичный мир.
– В то же время он очень похож на компьютерную игрушку…
– Да, это так. Я геймер со стажем, около пяти лет играла в многопользовательскую компьютерную игру. Должно быть, отразилось на тексте.
– И всё же, как пришла идея?
– Поводом послужила необходимость написать текст для сборника. Мне тогда очень хотелось придумать рассказ об увлечённости, о том, как проходит этот страстный захватывающий период, и что в итоге остаётся.
– А что остаётся потом?
– Грусть. Она всегда приходит на смену такому яркому времени.
– Перед тем, как писать крупные вещи, Вы долго работали над мелкими. У Вас много миниатюр, опубликованных в разных журналах…
– Да. И продолжаю их писать. Но особенно здорово они у меня получались, когда я работала библиотекарем в частной школе. Дети сами давали материал. Например, история про то, как девочка Маша ходит на перемене по коридору и кричит: «Дайте мне клей ПВА! Дайте мне клей ПВА! Дайте мне клей ПВА! И заклейте мне рот», – не выдуманная. У нас даже была игра: ребята произносили первое предложение, а я писала небольшой рассказ. А ещё коротенькие истории отлично сочиняются в метро.
– Но всё равно, сегодня Вы пишете их реже. Почему?
– Их публикуют в основном в журналах. И многие из моих миниатюр уже напечатали. А ещё, похоже, у меня прошло очередное увлечение. Захотелось написать крупные вещи, и я на них переключилась. Но «Лето пахнет солью» состоит из рассказов. Также я продолжаю писать и для «Ералаша».
– А как Вы попали в проект?
– Для меня это была целая история. Однажды взяла книжку Александра Папченко, а там на обложке написано, что он автор сценариев к «Ералашу». Я подумала: «Круто, почему бы и мне не попробовать?». С тех пор начала сочинять небольшие сюжеты для себя. В итоге получилась подборка из 45 историй, её я и отправила Борису Грачевскому. А ответ получила, когда совсем уж отчаялась ждать. И началось наше сотрудничество.
– Какую из своих книг считаете лучшей?
– Очень люблю «Город с видом на море», а вот книги «Лето пахнет солью» долго стеснялась. Написав, разослала друзьям, они не сразу её прочли. И я начала волноваться, что текст не так уж и хорош.
– Вы сразу решили объединить истории в рассказах так, чтобы получилось целое лето? Каждую неделю на море, сменяя друг друга, приезжают новые дети…
– Да, так задумывалось изначально. Если вы заметили, книга закольцована рассказами об одной и той же девочке: в первом – она приезжает на море, а в последнем – с грустью оставляет его. К тому же в рассказах намеренно пересекаются разные герои. Но вообще я редко пишу по плану. И очень завидую тем, кто умеет это делать, например, Владиславу Крапивину. Часто я чётко знаю начало и конец новой
вещи, а середину придумываю.
– Из Ваших текстов складывается такое ощущение, будто детство для Вас – невероятно светлая и яркая пора… Вам чужды проблемные книжки?
– Нет, проблемная литература мне тоже близка. У меня есть серьёзный рассказ «Аквариумные рыбки» о приёмной девочке, считаю, что из него могла бы получиться прекрасная книжка-картинка. Есть ещё рассказ «Закрытые двери», который, пожалуй, не до конца понятен мне самой… Но вообще детство – сложное время. Одна школа чего стоит.
– А современное засилье проблемных книг Вас не смущает?
– Мне кажется, подобные тексты были всегда. И они должны появляться. Наверное, каждому ребёнку стоит прочитать «Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла. Просто чтобы научиться быть сильным. Хорошо, когда на проблемные темы пишут толково и нежалостливо. Например, книга Юлии Кузнецовой о шунтированной девочке «Выдуманный жучок» настоящая и живая. Дети всегда дети, даже если они лежат в больнице. Вспоминается ещё и «Изумрудная рыбка» Николая Назаркина. Тоже прекрасная вещь.
– А детей нужно оберегать от проблемных книг?
– Нет, я считаю, ребёнка от этого ограждать не нужно.
Когда мама сыну запрещает читать какие-либо книжки, она не его пытается защитить, а саму себя. Иногда взрослым страшно говорить с детьми на определённые темы. Сама я до рождения ребёнка считала, что книга Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон «Самые добрые в мире», где хоронят мёртвых жучков и животных, неоправданно подвергается критике. Но когда мой ребёнок взял её в руки, я испытала противоречивые чувства. Но книгу не отобрала. Однако некоторые взрослые не могут преодолеть в себе это родительское чувство. Ведь дети относятся к жизни иначе.
– Как?
– Они по-другому видят смерть и до определённого возраста считают себя вечными. У них своя логика, ведь они ещё не скованы комплексами и условностями.
– Проблема чтения, так активно муссирующаяся в прессе, реальна? Или её придумали СМИ?
– Я всегда считала, что процент читающих детей во все времена был приблизительно одинаков. И раньше жили дети, которые вместо компьютерных игр увлекались футболом, а на книжки у них времени не оставалось. Хотя сегодня из-за Интернета читающее меньшинство действительно стало чуть меньше.
– А как увлечь ребёнка книгой?
– Нет ничего дурного в том, чтобы дети на первых этапах читали детективы. Должен же человек втянуться в чтение, почувствовать его вкус. Сейчас многие родители не могут подобрать книги для своих детей только потому, что кроме Успенского, Носова и Драгунского никого не знают. А ведь у нас много замечательных детских писателей. Например, Тамара Михеева, Юлия Кузнецова, Станислав Востоков, Илга Понорницкая, Аня Анисимова, Оля Колпакова, Мария Ботева, Николай Назаркин…
– Вы сами из Петербурга. Расскажите о литературной ситуации там.
– В Петербурге много детских писателей. Елена Ракитина, автор книжки «Приключения новогодних игрушек» (нынче вышло продолжение «Страна новогодних игрушек»). Живёт в Петербурге замечательный поэт и прозаик Аня Игнатова, она не только пишет прозу, но ещё лепит из пластилина, и скоро появится её пластилиновая азбука. Ирина Зартайская пишет отличные произведения, а её книга «Все бабушки умеют летать» достучалась до многих сердец. Аня Ремиз в соавторстве с Натальей Колотовой написали потрясающую книгу про Петербург «Стражи белых ночей». У нас с детскими писателями, не только питерскими, сложилась своя группа, мы стараемся держаться вместе.
– Наша литература сегодня поделена по
возрастам. А как определить, какую книжку можно дать 9-летнему ребёнку, а какую ещё рановато?
– В детстве мне никогда не «давали» книжек, которые смогла бы читать. Как-то выбирала сама и сама определяла, подходит она мне по возрасту или нет. Если не подходила, было скучно читать, я откладывала её в сторону. Мне кажется, нынешнее распределение по возрастам – большая ошибка. Многие родители обращают на маркировки внимание, и в результате какая-нибудь хорошая книжка проходит мимо ребёнка. Странно опасаться, что ребёнок возьмёт больше, чем ему надо, или не поймёт чего-то… И, пожалуй, хуже всего то, что такая маркировка больно бьёт по небольшим издательствам.
– А кто после эры Гарри Поттера станет героем современных детей?
– Не исключено, что им будет опять волшебный, сказочный персонаж. Если задуматься, то и Карлсон, и Гарри Поттер, и Муми-тролли – герои абсолютно выдуманные. Но, на мой взгляд, поиск нового героя – не цель. Зачем? Пусть просто будут очень хорошие книжки.
– Почему дети в определённый момент переключаются на жанровую литературу?
Увлекаются фантастикой, ужастиками, детективами?
– Вкусы есть вкусы, с ними не поспоришь. Фантастику я считаю серьёзной литературой. Даже и ужастики ужастикам рознь… А книжки «на один день» просто читать, ими легко увлечься. Когда я была маленькая, зачем-то прочла собрание сочинений Агаты Кристи. Хотя я вообще-то была читающим ребёнком.
– А что в детстве ещё читали?
– Я научилась самостоятельно читать чуть ли не в три года. В детском саду меня сажали перед группой, и я всем читала. Правда, очень тихо. В детстве часто перечитывала «Карлсона», «Старика Хоттабыча». Очень любила «Приключения Альфонса Циттербаке» Герхарда Хольц-Баумерта и «Приключения Гомера Прайса» Роберта Маклосски.
– Как Вы работаете с художниками? Многие детские писатели жалуются на недопонимание…
– Считаю, что мне очень повезло с художницей, иллюстрировавшей «Лето пахнет солью», – Екатериной Горелик. Мне кажется, на иллюстраторов нельзя давить, они ведь тоже рисуют, как видят. И тут главное – свобода творчества. Но невероятная удача найти своего художника, который будет оформлять твои книги; с ним можно приходить в издательство и говорить: только он будет иллюстрировать мои
тексты. Яркий пример – книги Владислава Крапивина в оформлении Евгения Медведева и Евгении Стерлиговой. Но лично у меня пока такого иллюстратора нет.
– По Вашим рассказам снято несколько мультфильмов. «Чёрные дыры» и «Тайна пустой клетки» проекта «Везуха!», «Разъяснения» студии «Да!»… Вам они нравятся?
– Мультипликация – совсем другой жанр. И желание углубить мультипликационный сюжет или немного переделать его – вопрос личного восприятия своего творчества, к анимации и её законам подобное не имеет никакого отношения. Больше всего мне понравился мультфильм «Разъяснения», его сделали дети из хосписа, особенно здорово получилась озвучка.
– Писатели делятся на два отряда: для одних сочинять детские книги легко, просто и весело, а для других очень трудно. Вы себя к кому относите?
– Существует ошибочное мнение, что писать для детей очень просто, потому что в основе этих текстов лежит незамысловатая детская психология. Но вы же понимаете, что всё намного сложнее. Про себя скажу так: мне легко писать для детей, потому что не умею писать для взрослых. Но быть писателем в принципе
тяжело. Потому что это серьёзная работа, и если удаётся выдать хоть страницу в сутки, это для меня уже победа.
– И последний вопрос. Назовите несколько книг, которые, по-вашему, стоит прочесть каждому современному ребёнку.
– Вкусы всегда разные, сложно советовать что-то к обязательному прочтению. Но думается, всем детям дошкольного возраста будут интересны книги Джулии Дональдсон, вышедшие в издательстве «Машины творения», а подросткам понравится серия «Вот это книга!» издательства «Розовый жираф». Одна из самых мощных книг, прочитанных мною за последнее время, – это «С кем бы побегать» Давида Гроссмана, она тоже из этой серии. (2)
О произведениях Натальи Евдокимовой
Дубина Наталья. Музыка звёздного неба : повесть / Н. Дубина. – Москва : Эксмо, 2010. – 160 с. – (Только для девчонок).
Какой вид открывается из вашего окна? Автостоянка? Детская площадка? Череда однообразных домов? Что бы ни было, достаточно применить чуточку воображения и пейзаж совершенно изменится. Так поступила Тин, главная героиня повести Натальи Дубиной «Музыка звёздного света». Она просто «открыла настежь» все окна стоящих впереди многоэтажек, отодвинула занавески и увидела… море. Было ли море спокойным или штормило, главное, что оно было всегда. И Тин любила смотреть на него, сидя на подоконнике. Вот так, всматриваясь в море сквозь дома, она была замечена Сашкой – сумасбродкой и будущей лучшей подругой.
«– Хватит пялиться, ненормальная!
– Я не пялюсь! Сама ненормальная!».
Так и подружились.
Тин и Сашка – полные противоположности: одна – скромная и застенчивая, другая – взрывная и неугомонная, но интересы у них общие. А какой основной интерес может быть у четырнадцатилетних девчонок? Конечно, любовь. Её высматривают всюду: в школе, на улице, в магазине… Кто знает, где она прячется? И только не говорите, что головы подружек забиты романтичной чепухой. Кому – чепуха, а кому – наиглавнейший вопрос жизни…
Конечно, Тин встречает своего принца: загадочный юноша по имени Игнат очаровывает её совершенно, в том числе и тем, что не имеет мобильного телефона (сказочным принцам он не нужен). Но из-за этой милой прихоти едва начавшаяся любовная история грозит окончиться ничем: Тин опаздывает на заранее назначенную встречу, и теперь ей предстоит искать своего возлюбленного.
Такая вот немудрёная завязка сюжета, лёгкая вариация на тему сказки о Финисте Ясном Соколе. Сюжет вообще не особенно замысловат, как, по большей части, незамысловата жизнь всякого подростка, но расцвечен множеством забавных эпизодов. То Сашкин младший брат, решив, что ему нужно «встречаться с девочкой», приглашает Тин на свидание, где с уморительной серьёзностью пытается себя вести «как большой», а потом с облегчением
бежит кататься на аттракционах. То Тин знакомится с «анимешником» Илюшей, который не может говорить ни о чём, кроме японских мультфильмов. То на день рождения бабушки подружки приглашают целую ораву одноклассников и устраивают настоящую вечеринку, совершенно не похожую на обычные «бабушкинские» дни рождения. Причём абсолютно ненавязчиво автор демонстрирует, что общее веселье может совершенно стереть пресловутую пропасть между поколениями.
«– Вы на какой диете сидите? – кричала Валя, перекрикивая музыку.
– Пенсия! – в ответ кричала бабушка.
– Клёво! – кивала Валя. – Я попробую!».
В такой же непринуждённой манере автор затрагивает множество проблем подростковой жизни: тут и взаимоотношения с родителями, у которых, оказывается, тоже есть свои интересы (вот так открытие!); и дружба, не всегда такая простая, как хотелось бы; и любовь, в которую окунаешься с головой. При этом юного читателя незаметно подталкивают поразмышлять: может быть, и вправду девчонкам не мешает задуматься о чём-то, «кроме мальчиков, постеров на стенах и болтовни»? И, возможно, «когда дружишь, приходится с чем-то мириться»? И почему это частенько мы «живём
рядом с родителями, как незнакомые люди, и только то и делаем, что просим деньги на карманные расходы»?
Все эти достаточно серьёзные вопросы поданы очень легко и естественно, они неуловимо растворены в удивительно тёплой интонации книжки, полной мягкого юмора, узнаваемых реалий и точных, сочных деталей. Внимательный взгляд автора позволяет подметить какую-то характерную чёрточку – и вот уже перед нами образ, яркий и индивидуальный. Вспомним того же анимешника, объясняющего героине, почему его зовут уменьшительно-ласкательным именем.
«Илья скинул ботинки, подошёл ко мне на цыпочках и сказал, подозрительно улыбнувшись:
– Илюша – это кавайно».
И всё – «кавайный» любитель мультиков уже живёт в нашем воображении.
При всём внимании к деталям действие бежит бодро и бойко, создавая ощущение молодёжного драйва. Тин и Сашка «влетают», «несутся со сверхзвуковой скоростью», «прыгают», «убегают», «кричат» и «взвизгивают», а вместе с ними летит по страницам и читатель, неумолимо приближаясь к счастливой (конечно же!) и немного неожиданной развязке.
Эта милая нежная повесть, кстати, может быть
любопытна не только тинэйджерам. Их родителям тоже не помешает вспомнить, что означает быть четырнадцатилетним, а заодно понять, что современные подростки одновременно и очень похожи на своих юных родителей, и очень отличаются от них. Так что не верьте названию серии. «Музыка звёздного света» не «только для девчонок», как заявлено, – она обо всех, кому когда-то было четырнадцать лет. А таких среди нас найдётся немало. (4)
Евдокимова Наталья. Лето пахнет солью / Н. Евдокимова. – Москва : Самокат, 2013. – 168 с. – (Встречное движение).
Море – это хорошо! И в жизни каждого человека должно быть для него место. Особенно если под человеком подразумевается ребёнок, а море находится в Крыму. И ехать до него нужно на поезде вместе с родителями, и всю дорогу донимать их разговорами.
Но главное другое: как бы ты ни противился вначале, жалея об оставленных в городе друзьях, море
возьмёт своё. Рано или поздно ты ринешься в воду, чтобы плавать и нырять, нырять и плавать в своё удовольствие. Начнёшь тискать местных котят, коллекционировать камни, объедаться рапанами и персиками из чужого сада. И никто-никто не будет тебя за это ругать, потому что ни одному здравомыслящему человеку не жалко крымских персиков для отдыхающих. Постепенно пыльный город, вместе со всеми в нём живущими, останется где-то далеко, будто в другой жизни, хоть и пройдёт всего две недели после отъезда… А ещё дня через два, если не в день приезда, отдыхающей или отдыхающему встретится крымский мальчик или девочка, а возможно, познакомятся два городских ребёнка, и у них обязательно сойдутся интересы так, что до конца отпуска оба будут потеряны для общества папы и мамы. Сами понимаете, это море, лето, солнце.
В общем, нетрудно догадаться, что Наталья Евдокимова написала очень хорошую книгу, прочитав которую хочется тут же собрать чемодан и сорваться в Крым.
Однако сюжетный ход, используемый в большинстве рассказов, к четвёртому приедается. То есть ты уже смутно подозреваешь, что кто-то кого-то обязательно встретит, и, может быть, даже поцелует. Что, впрочем, не мешает читателю увидеть все тонкости
детской и подростковой психологии. Герои-то разные. Один помешан на аниме и Японии, другой восхищается лошадьми, третья собирает камни для коллекции. У каждого персонажа свои увлечения, пристрастия, логика. Но все они, приезжая в разное время на свои положенные неделю-две (главы разделены автором датами, чтобы у читателя создавались ощущения того, как одни ещё не купавшиеся дети вырываются на берег, а другие, уже наплававшись вволю, плетутся за родителями к вокзалу), сходятся в одном:
«Осень будет пахнуть грибами и лесом, учебниками и новизной. Это будет нескоро.
Впереди у нас летом несколько часов.
Издалека, даже через шум автобуса до меня доносится плеск моря.
Лето пахнет солью.
Я увожу её собой, на просолившихся руках и плечах.
И нужно бы прощаться с морем до следующего года, но почему-то я снова говорю:
– Здравствуй!».
Такая уж она – эта детская беззаботность: ещё не умея толком жалеть о прошлом и упущенном, большие и маленькие события своей жизни пишешь через запятую, радуясь даже мелочам, вроде
нескольких солнечных дней, проведённых на море. (1)
Евдокимова Наталья. Конец света / Н. Евдокимова. – Москва : Самокат, 2014. – 240 с. – (Новая детская книжка).
Новая повесть Натальи Евдокимовой «Конец света» – это фантастическая антиутопия о самых обыкновенных мальчишках, которые живут среди нас и которых мы встречаем практически каждый день. Они добрые и озорные, доверчивые и подозрительные и, не раздумывая, готовы пожертвовать всем ради чего-то или кого-то настоящего.
Для детей младшего и среднего школьного возраста. (6)
Отзывы читателей
Настоящая детская и, что ценно, для современных детей книжка! Не оторваться! Интрига нарастает с каждой главой. Настоящие мальчишки, настоящая дружба, настоящие взрослые. Очень понравилась мысль, что ты в ответе за целый мир. Каким сделаешь, таким и будет. Только ты. Мне кажется, это отличный повод задуматься каждому. А что бы сделал я? Как придумал? Что бы изменил в этом мире, если бы была возможность? Мне кажется, такие книги сейчас нашим детям просто необходимы! (6)
Мало кто из современных авторов умеет так здорово создавать новые миры. А здесь с первой страницы оказываешься в таком мире. В нём особые правила, и он похож на компьютерную игру. Люди живут внутри неё, но если что-то нужно, могут сами себе что-то подпрограммировать. Например, мама потихоньку вносит изменения в программу на благо своего сына. Меняет режимы.
В этом мире много фантастики, но дружба здесь – это дружба, мама с папой – это мама с папой, всё, как у нас на Земле. И школа – это школа. В ней понимающий директор. И всё-таки на уроках сидеть героям не очень хочется, школа для них – как неизбежность… Всё, как у нас.
И в то же время это художественное пространство. Оно создаётся автором, который свободно пользуется разными литературными приёмами. Здесь, например, классные имена у персонажей. Они характеризуют их очень тонко, не в лоб, давая читателю самому представить человека.
Друзья-мальчишки описаны с необыкновенной симпатией и с пониманием, как будто и писал один из них.
И вот чудесному миру приближается конец. Об этом все знают, и всем тревожно.
Вспомните, сколько раз до вас долетали слухи о предстоящем конце света. И вы, скорее всего, отмахивались, но всё-таки вам успевало стать немножко не по себе. Хотя, конечно, это слухи всё…(6)
В настоящем квесте живут герои повести приятели Фет и Ностик. Их мир в чём-то покажется нам странным и в чём-то знакомым. В том мире можно прибрести не только вещи, но ощущения с эмоциями: видеть сны по заказу, настроиться на чтение чужих мыслей, установить режим разделения боли и радости с другим человеком, включить режим «говорить правду» или «любить врагов»… Можно бродить под разноцветным дождём, в любое время погулять в зимнем или летнем лесу,
телепортироваться или совершить неторопливый прогулочный полёт на зависть одноклассникам… За искусственные ощущения, именуемые режимами, люди расплачиваются виртуальными деньгами «кю». Заработать «кю» можно, как в компьютерной игре, при помощи выполнения заданий.
В мире мальчишек регулярно происходит конец света, он уже стал для жителей обыденностью. Пережить конец света несложно, но однажды друзья не усевают спастись из старого мира и попасть в мир новый…
Герои живут в фантастическом мире, наполненном вопросами и проблемами из настоящей, невыдуманной жизни: дружба, взаимопомощь, одиночество, осознание своего места в мире, ответственность, любовь.
Жизнь героев и их миры в финале не заканчиваются. В книге остаётся некоторая недосказанность, которая обещает возможность новых миров и приключений. (6)
Евдокимова Наталья. Боруэлла / Н. Евдокимова. – Москва : Аквилегия-М, 2014. – 384 с.
Маленькие девочки – страшная сила. Такая, что порой хочется от них спрятаться в шкаф! А девочка Боруэлла нагоняет страха в десять раз больше, потому что раньше она была всезнающим туманом, который умеет слышать, как разговаривают предметы, птицы и животные… Но стоило превратиться в малявку, как Боруэлла стала попросту невыносимой… и прекрасной! И вокруг неё собирается много хороших друзей. Они готовы терпеть эту девчонку, прячась в шкаф по очереди. А теперь Боруэлла идёт к вам! Прячьтесь! Кто не спрятался – мы не виноваты! (6)
Отзывы читателей
Идея книги очень хорошая. Помогать, понимать, слушать и слышать друг друга – очень важно и нужно.
Но ощущения после книги противоречивые... Как будто воплощение недотягивает... Образы персонажей не всегда складываются в чёткие картинки. Чем так уж невыносима главная героиня – не всегда понятно. Неумелая недосказанность иногда напрягает, а что-то, наоборот, описывается излишне многословно. Но надо отметить, что есть и смешные моменты, забавные диалоги, но в общем остаётся впечатление недоработанности, сырости текста, ощущение заготовки. Хотя, повторюсь, идея хорошая, очень трогательная история, особенно конец. Может быть, для подростков и подойдёт, но я посоветовала бы прочитать Крапивина (влияние которого, несомненно, чувствуется в "Боруэлле"). (6)
Книга о всевидящей и всезнающей... но очень маленькой девчонке. Захочет ли она изменить основы Вселенной или хотя бы захватить весь мир? Нет! Таких американизмов в книге нет. Вас ожидают весёлые приключения мальчишек и девчонок под очень необычные и юмористические комментарии Боруэллы. (6)
По мнению детской писательницы Илги Понорницкой, «Наталью Евдокимову (Дубину) не назовёшь непризнанным автором. Есть публикации в журналах и сборниках. Много раз она входила в длинные и короткие листы разных премий, в том числе таких, как Крапивинская, «Заветная мечта», «Книгуру». Но при
этом у неё, как и у многих авторов, масса неопубликованного. И не опубликовано, возможно, самое лучшее». (3)
Книги Натальи Николаевны Евдокимовой
Боруэлла / Н. Евдокимова. – Москва : Аквилегия-М, 2014. – 384 с.
Конец света / Н. Евдокимова. – Москва : Самокат, 2014. – 240 с. – (Новая детская книжка).
Лето пахнет солью / Н. Евдокимова. – Москва : Самокат, 2013. – 168 с. – (Встречное движение).
Музыка звёздного света / Н. Дубина. – Москва : Эксмо, 2010. – 160 с. – (Только для девчонок).
Литература о творчестве
1. Бондарева А. Здравствуй, море! / А. Бондарева // Читаем вместе. – 2013. – № 8/9. – С. 39. – (Читаем без родителей). – Рец. на кн. : Евдокимова Н. Лето пахнет солью / Н. Евдокимова. – Москва : Самокат, 2013. – 168 с.
2. Наталья Евдокимова. О море и прозе: [беседа с писателем / беседовала А. Бондарева] // Читаем вместе. – 2013. – № 12. – С. 8-9.
3. Понорницкая И. Быть самим собой: о Наташе Евдокимовой и её рассказах и повестях / И. Понорницкая // Библиотека в школе. – 2012. – № 10. –
С. 36-37.
4. Зартайская И. Повесть с видом на море / И. Зартайская // http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii/?nn=962.
5. [Наталья Евдокимова : биография] // http://www.det-book.ru/entsiklopiya/142-natalya-evdokimova.
6. [Читатели о книгах Н. Евдокимовой] //
http://www.labirint.ru/books/438567/.
http://readik.ru/books/str1_70_1_5368.php.
Наталья Евдокимова : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская. – Владивосток, 2015. – 16 с. – (Детства сказочный ручей).