Подростки чрезвычайно забавны, чрезвычайно умны и интеллектуально любопытны.
Джон Грин
… если честно, мне мир подростков больше интересен, чем взрослый. Может быть, дело в максимализме, присущем их возрасту, круге их интересов. Мне кажется, они более искренние и беззащитные. Кажется, что я реально могу им помочь, потому что взрослый человек не всегда готов слушать – он считает себя мудрым и ему советов не нужно. А подростки, несмотря на то что демонстрируют свою колючесть, всё равно подсознательно прислушиваются».
Елена Борода
Российский детский писатель, литературный критик, педагог, доктор филологических наук, завкафедрой профильной довузовской подготовки Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Елена Викторовна Борода пишет для подростков и о подростках.
Елена Викторовна Борода (Владимирова) родилась 9 января 1976 года в городе Рассказово Тамбовской области в учительской семье.
В детстве ходила в музыкальную школу, писала стихи, мечтала стать мореплавателем и путешествовать по всему миру.
Окончила педагогический колледж имени К. Д. Ушинского, в котором впоследствии преподавала литературу после получения диплома по специальности «Филология» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Сфера научных интересов –
отечественная научная фантастика, детская и подростковая литература. В настоящее время преподаёт в 10–11 университетских профильных классах.
С рождением старшего сына начала писать произведения для детей: сказки, рассказы, повести.
В 2011 году Елена Борода стала лауреатом (третье место) Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина за рукопись книги «Младшие Экзюпери». Финалист премии «Книгуру» 2016 года.
Первые книги автора вышли под фамилией Владимирова. Впоследствии стала публиковаться под фамилией мужа.
Свой успех в читательской среде Елена Викторовна Борода объясняет тем, что постоянно работает со старшеклассниками и студентами и понимает, на каком языке они общаются, какие проблемы их волнуют, какие увлечения объединяют.
В литературном творчестве Елена Борода – убеждённый либерал. Она уверена, что ни в коем случае нельзя замалчивать проблемные вопросы, наболевшие в современном обществе вообще и в семье – в частности. Автор считает, что с юным
читателем нужно говорить открыто, честно и искренно, пока он не начитался о токсичных темах в низкосортных с художественной точки зрения книгах. Писательница искренно болеет за подростков, ей интересны их внутренний мир, переживания, интересы и, конечно, ошибки.
Есть у Елены Викторовны свои литературные предпочтения: «Могу поделиться своим списком из разряда "лучшее от…". Из зарубежной прозы это Жюль Верн, Антуан де Сент-Экзюпери – моя любовь на всю жизнь. Экзюпери не только "Маленького принца" написал, всё остальное у него не менее прекрасно. Из наших постоянно перечитываю Ф. М. Достоевского – для меня он, как ни странно, очень жизнеутверждающий писатель. Последние годы очень люблю А. П. Чехова. Время от времени возвращаюсь к братьям Стругацким, к Владиславу Крапивину – их тоже уже можно считать классикой. Если говорить о поэзии, то у меня есть два любимейших поэта: Николай Гумилёв и Борис Пастернак.
Кроме того, я много читаю современной литературы, в основном детской и подростковой. Я очень ценю своих друзей-писателей, но, если буду сейчас перечислять всех, не хватит ни времени, ни
места. Назову тех, кем увлечена непосредственно сейчас: Тамара Михеева, Юлия Кузнецова, Елена Ракитина, Евгения Басова – это всё очень близкие мне по духу люди, единомышленники. Есть ещё одна группа писателей: Эдуард Веркин, Шамиль Идиатуллин, Ая Эн, у меня на них другая реакция: КАК?! КАК они это делают? И есть Юля Симбирская – она для меня всегда особенная. Я не знаю более тонкого и чуткого автора». (4)
Книги Елены Викторовны печатают российские издательства «Аквилегия-М, «Эксмо», «Издательский Дом Мещерякова», «Речь».
С более подробной биографией Е. В Бороды знакомит Всероссийская энциклопедия детской литературы ПроДетЛит.
Повести «Я тебя никогда не прощу» и «"ZOOM". Карантинная история» адресованы старшим подросткам.
Экспертный совет по детской литературе при Секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации (РБА) включил в итоговый рекомендательный список книг за 2023 год новую книгу Елены Викторовны Бороды.
Борода, Елена. Инктобер. Месяц перемен / Елена Борода; иллюстратор Владимир Рудой (Rudoi). – Москва : КомпасГид, 2023. – 155 c. 12+
«Инктобер – модный челлендж, в котором могут участвовать все, кто любит рисовать. Ежедневно в октябре нужно сделать рисунок чернилами на бумаге на заданную тему. Любые ассоциации, любые фантазии художника. Герои книги Варя и Гоша не знакомы, хоть и живут в стоящих напротив друг друга домах. Оба решают принять участие в челлендже. Варя – для того, чтобы доказать себе и окружающим, что рисование для неё – смысл жизни. Гоша пытается, сосредоточившись на заданиях, привести в порядок мысли и чувства, разобраться в себе. Каждая глава книги – это новое слово, определяющее тему рисунка. Это слово вызывает у героев бурю ассоциаций, мыслей, чувств. Они словно ведут дневник, из которого читатели узнают о чувстве вины, которое мучает Варю во время родительских ссор, о равнодушии Гошиных родителей, которые не хотят видеть своего сына неидеальным, о буллинге в школе со стороны не только одноклассников, но и учителей. Инктобер подходит к концу. Варя и Гоша наконец знакомятся. И это случайное знакомство становится для каждого спасением от одиночества и началом настоящей дружбы». (9)
Автор о книге
«…Для меня написание "Инктобера" тоже было своеобразным челленджем. Только список был не готов, а я его формировала сама, случайным образом. Брала наугад с полки книгу, раскрывала наугад страницу и опять-таки наугад тыкала пальцем. И так 31 раз. Когда взялась за повесть, у меня была только история Вари, да и то в общих чертах. А потом, я сама не знаю как, появился Гоша. И для меня действительно было довольно сложной задачей следовать день за днём по этому списку. Особенно когда история стала развиваться, у каждого из них закрутилось так, что голова кругом. Но я и не писала никогда ничего увлекательнее!
Рецензии
Чернильный октябрь
Варя – обычный подросток. Она учится в девятом классе, ругается с родителями и мечтает стать художником, посвятив всю себя искусству. Но её семья настаивает на поступлении на экономический факультет, чему девочка совсем не рада. Варя не умеет говорить «нет» или давать отпор, что сделало
её робкой и запуганной. Героиня решает принять участие в челлендже для художников «Инктобер», чтобы доказать всем, а в первую очередь себе, на что она способна.
Гоша – бывший студент. Его отчислили с первого курса факультета журналистики, он рассорился с братом и ввязался в сомнительный бизнес. Родителям Гоши проблемы сына безразличны. Они привыкли не видеть того, что с ним происходит. В итоге парень, оставшийся один, прячется от мира на 31 день, чтобы принять участие в «Инктобере».
«Инктобер» – вполне реальный челлендж для художников, придуманный иллюстратором Джейком Паркером в 2009 году. По его правилам нужно каждый день в течение октября рисовать художественные ассоциации, вдохновлённые списком слов, опубликованным организаторами. И если Джейк основал челлендж, чтобы улучшить свои навыки художника, то для героев повести «Инктобер» сперва становится способом проверить себя. Несмотря на то, что изначально Варя с Гошей друг с другом не знакомы, их судьбы переплетаются, сливаются в единую череду надежд, переживаний, мечтаний и поиска себя.
От страниц книги веет меланхолией, и это объяснимо: октябрь, хандра, школа, подростковый возраст. Подростки здесь предоставлены сами себе, учатся коммуницировать, решают проблемы и ищут себя.
Итак, Варя и Гоша прошли через «Инктобер» и обрели важный опыт. Варя научилась отстаивать себя и свои желания и идти наперекор навязанным извне принципам, что для неё уже победа. Гоша понял, что добровольная изоляция от внешнего мира не поможет уйти от проблем, а лишь начнёт пожирать его изнутри, приводя к психологическим проблемам. После «чернильного октября» наступает ноябрь, в который Варя и Гоша вступают с новым опытом и свежими набитыми шишками. Нет сомнений, что впереди их ждёт ещё много потрясений, но теперь они будут справляться с ними по-новому.
Книга оформлена множеством иллюстраций в соответствии с темами «Инктобера», что добавляет произведению метафоричности. Каждый рисунок отображает не только заданное слово, но и внутренние переживания персонажей.
Для художников «Инктобер» – способ
потренировать силу воли, научиться дисциплине, узнать границы творческих возможностей, однако в итоге популярный челлендж оказывается для Вари и Гоши месяцем глобальных внутренних перемен. У Елены Бороды получилась меланхоличная книга о взрослении. У каждого из двух рассказчиков уникальный язык, у каждого свои образы в голове и свои трудности, но в обеих историях слышна сочувственная авторская интонация. И это, пожалуй, именно то, что нужно героям – и похожим на них юным читателям. (12)
«Кем ты хочешь стать, когда выживешь?»
«Я бы хотела сказать, что эта книга для подростков, но на самом деле и для взрослых тоже. Из истории веет осенней хандрой и промокшими кедами, а как иначе? Октябрь, друзья, октябрь. Автор не пытается навешать лапшу на уши читателям о том, что середина осени – это всегда классно. Нет, Елена Борода борется за правду. Такой вот суровый, детский, но взрослый мир подростков. Мир, где каждому из них нужно научиться выживать. И почему-то в голове возникает строчка из песни тамбовской рок-группы "Операция Пластилин": "Кем ты хочешь
стать, когда выживешь?" Бывает, что списки дисциплинируют, но проблему не решают. То, что происходит сегодня, не всегда продолжает происходить завтра. И мечты порой оказываются пустыми. "Потому что путь иногда важнее цели". Варя и Гоша прошли свой путь. Возможно, они не получили то, что хотели. Может быть, их желания не воплотились в реальность. Однозначно, они не превратились в супергероев из Марвел, не решили все житейские проблемы. Да и шишек много набили… Но обрели они кое-что важное взамен. Намного более ценное, чем всё вышеперечисленное. Они обрели опыт и осознание, которые не приходят и не даются просто так. Гоша, история которого велась прерывисто – от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему, понял, что заточение и ограждение себя от внешнего мира не уберегает от проблем, оно лишь замедляет процесс их решения, размножая в голове роящиеся мысли. А Варя научилась кричать. Не так, как мы с вами привыкли это слышать. Она научилась кричать, бросая вызов страху. Ценой пережитого октября, месяца перемен, ребята перебрались на новый островок – ноябрь, как канатоходцы. И нет сомнений, что впереди их ждёт ещё много открытых ран и потрясений. Но то, как
теперь они будут по-новому с этим справляться, и есть смысл прожитых дней. Помимо серьёзного и вдумчивого сюжета, в книге присутствует множество иллюстраций в соответствии с темами инктобера. Это добавляет произведению глубины и психологичности, то, как ассоциативно герои связывают события из своей жизни с рисованием. Словно метафорические карты или карты из игры «Имаджинариум», где каждый видит что-то своё. В заключение хочу сказать, что полностью принимаю конец истории. Именно для этой книги, для этих персонажей он и должен быть таким. Другой развязке я бы не поверила. Большое спасибо автору за атмосферную и честную книгу! Горжусь тем, что такие произведения сейчас популярны среди читателей. Советую погрузиться в эту историю и вам! Сейчас самое время! Октябрь же))». (8)
Ответы на вопросы журналистов дают возможность составить представление о писателе.
Фрагменты интервью с Еленой Викторовной Бородой
Елена Борода: «Если у человека есть дар, он любые препятствия расценит как ступеньки для роста»
– Вы по образованию филолог и до сих пор преподаёте русский и литературу подросткам. Мне кажется, у Вас в жизни всё идеально сложилось: умение писать и возможность наблюдать. В какой момент Вы решили, что нужно выходить из тени и предлагать свои произведения для публикации?
– Начнём с того, что я разграничиваю эти две сферы своей деятельности. У меня даже был период, когда мои ученики не знали, что я писатель. Сейчас это уже не скроешь, а раньше не афишировала, что пишу. И не из какой-то ложной скромности, просто мне было так удобнее.
Но у меня есть ещё одна зона везения: я мама двух читающих мальчиков. Вернее, старший читает, младший не очень (у него есть какие-то другие интересы), но тем не менее у меня есть возможность наблюдать, быть свидетелем того, как они делают свои открытия. И это громадное
удовольствие. Я всегда любила читать и всегда любила делиться. И вот, наверное, моя работа мне это позволяет. Я из многих или немногих счастливых людей, у которых профессия и увлечения совпадают.
– Быстро ли Вы заключили контракт с издательством? Какие меры принимали, чтобы Вас начали публиковать?
– Первые литературные опыты были у меня, как у всех, ещё в школе. Потому что кто только в юности не писал стихов! Но первый серьёзный опыт с издательствами начался с рождением первенца: я стала писать для него сказочки. А потом попала на семинар молодых писателей, пишущих для детей, который курировался фондом Филатова. Занятия вели Валерий Воскобойников, Марина Бородицкая, Эдуард Успенский. То есть хорошая школа была! Но тогда с моими сказочками Успенский разгромил меня: он был достаточно жёстким человеком по отношению к молодым литераторам. Сказал, что это мамское творчество, которое все пишут. Прав, конечно, был, потому что это оригинально только для того человека, который пишет это. Ведь каждый пишущий человек считает, что делает какое-то открытие, изобретает очередной велосипед. И не понимает, почему все вокруг смеются. Это я сейчас, конечно
же, утрирую, тогда никто надо мной не смеялся. Но слова Успенского меня задели.
Но на следующий год я уже поехала с новой повестью «Младшие Экзюпери», которая в 2011 году стала лауреатом премии им. В. Крапивина. То есть начала-то со сказочек, а потом как-то пошло всё на вырост, я как бы совершила экскурс в своё собственное детство и остановилась на подростковом возрасте. Так получилось, что всю свою педагогическую деятельность работаю с подростками. То есть это мой возраст – 14, 15, 16 лет. И, наверное, мне таким образом явилась подсказка: пиши для тех, кого хорошо знаешь. (3)
«Как увлечь подростков литературой, если ты не Джоан Роулинг»
– Как писателю привлечь внимание подростка, если у него в руках не рукопись нового «Гарри Поттера»?
– Елена Борода: Цепляют определённые темы, которые недостаточно грамотно раскрыты в современной литературе. Если у ребёнка есть вопрос, ему всегда пригодится умная книга с ответом на него. Даже пресловутая тема сексуальных
меньшинств. Консерваторы всячески этому сопротивляются, говоря, что это не тема, а пропаганда, но это абсолютно не так. Запретами тут не поможешь, дети будут утолять жажду такими низкопробными книгами, как «Лето в пионерском галстуке», – литературной ценности в этой книге нет никакой, она берёт лишь своей злободневностью. Если вопрос есть, то нужно на него отвечать с позиции взрослого – грамотно и деликатно.
– Получается, всегда нужно говорить о наболевшем?
– Елена Борода: В любые времена ребятам интересна история, похожая на их. Ребёнок всегда идентифицирует себя с героем, и если он похож на него, то он не чувствует себя одиноким. Феномен проблемной литературы всегда был и никуда не денется. Мы можем сколько угодно показывать идеальную семью, но их количество от этого не вырастет. А если рассказать о семье с проблемными отношениями, то у ребёнка, у которого есть недопонимание с родителями, больше шансов почувствовать себя не одиноким. Он поймёт, что не изгой, а просто у него проблемы, которые нужно решать. Ответ на актуальный вопрос всегда важен. Лично я много пишу о токсичных отношениях в семье,
так как сталкиваюсь с этим.
– Бывало, что ученики узнавали себя в Ваших книгах, не обижались?
– Елена Борода: Бывало и такое. Моя книга «Я тебя никогда не прощу» написана с натуры. Я даже не смогла переименовать героя, как был Тимофей, так и остался. Мне пришлось звонить ему и спрашивать разрешения. Он юноша сложный и сначала сразу же сказал «нет». Но когда прочитал книгу в рукописи, то разрешил. И, кажется, теперь даже гордится, что попал в книгу.
В целом у меня редко встречаются реальные прототипы. Но самый дорогой отзыв от читателей – «Прямо про меня написано». Значит, книга получилась.
– Почему Вы решили писать для подростков?
– Елена Борода: Не думайте, что я ощущаю себя подростком, вовсе нет. Я чувствую себя зрелым человеком. Но чего-то в подростковом возрасте я всё же недобрала. Мне искренне интересен их мир, что они слушают, смотрят. Я не всё принимаю. Ощущение этого очаровательного перехода, когда ты всё воспринимаешь на веру, иногда излишне критично, – это мне очень близко. Я легко нахожу
общий язык с подростками, и не всегда мне просто со взрослыми людьми. Подросткам я готова простить многое из того, что не прощаю взрослым, например, инфантильность. В мире взрослых мне менее уютно, потому что слишком много стереотипов и условностей.
– А что Вам нравится в современных подростках, а что Вы не приемлете?
– Елена Борода: Пожалуй, мне импонирует их любознательность, честность, независимость. Минусы – они не всегда упорные, часто не готовы преодолеть трудность, которая просто требует усилий, они просто отступают, не тратят ресурсы. Иногда это связано с гиперопекой, когда родители всё решают за них.
– А какой самый необычный вопрос задавали Вам читатели?
– Елена Борода: Из последних: хотели бы Вы очутиться внутри Вашей книги и прожить там жизнь? Классный вопрос! Тест на хорошую книгу. И я ответила: да. К счастью, я ещё не создала такую мрачную вселенную, в которой сама не хотела бы очутиться. (5)
«Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо, чем дети будут читать их через не хочу и не могу»
– Есть штамп, что с подростками невозможно ни о чём говорить, они ничем не интересуются, а если интересуются, то это наверняка какая-то глупость и примитив. Вы постоянно взаимодействуете с подростками – во время работы в школе, на встречах с читателями. Какие они, современные тинейджеры? И как они менялись за 20 лет, что Вы с ними работаете?
– Подростки сейчас, как и двадцать лет, по-прежнему очень любопытный народ. Когда кто-то говорит, что они инертные, ничего не умеют и не хотят, это неправда. За инертностью часто скрывается невозможность определиться, понять, что им надо. Это связано с тем, что на ребят валятся потоки информации, и разобраться в них им сложно. Может казаться, что подросток ничем не интересуется, потому что всё время сидит в телефоне, но на самом деле он постоянно что-то читает, смотрит, узнаёт.
И если он находит то, что смогло его зацепить, он начинает это исследовать. Современные подростки
ничего не принимают на веру, не следуют слепо авторитетам, они критичны по сравнению с поколением подростков из 2000-х годов. И это хорошо.
– Что объединяет современных ребят с ровесниками из 2000-х?
– Они по-прежнему ценят любовь, дружбу, преданность, порядочность. Просто находят новых кумиров, например, среди героев корейских дорам или персонажей вселенной Marvel. И в этом нет ничего плохого. Чтобы это понять, надо искренне поинтересоваться тем, что нравится подростку.
Но у взрослых обычно другая реакция. Они видят, что на экране стреляют, всё мельтешит, и формируют своё мнение, основываясь лишь на этом. А если бы они вникли в происходящее, выделили время на то, чтобы вместе с подростком посмотреть фильм, узнать героев, то поняли бы, что Капитан Америка, Человек-паук, Тони Старк не так уж и плохи!
– Как много в классах, в которых Вы преподаёте, читающих детей?
– Врать, что все дети любят читать, не буду. Если брать в процентном соотношении, то на 20 человек читающих будет пятеро. Все не обязаны любить
читать. Но когда на уроках мы обсуждаем какие-то вопросы, то те ребята, которые не знакомы с произведением, всё равно вовлекаются в разговор. Некоторые из них могут прочитать книгу уже после обсуждения.
Я вижу гаснущий интерес ребят к классике. Произведение может быть прекрасным, но оно от детей уходит. Им оно непонятно. Чтобы исправить это, я стараюсь давать задания, которые позволят детям по-другому взглянуть на то, что они считают «ветошью». Например, в «Грозе» Островского они искали факты, которые делают пьесу актуальной для сегодняшнего дня. Казалось бы, что в этой архаике можно раздобыть?! Но они раздобыли: проблемы токсичных родителей, усреднённых авторитетов, домашнего насилия. И сразу стало интереснее читать пьесу. И мы обсуждали эти проблемы, опираясь на текст. В такие моменты ребята видят, что литература всегда говорит про жизнь. Просто у неё может быть разный язык, разные реалии.
– Предлагаете ли Вы вашим ученикам в качестве альтернативного чтения свои книги?
– Нет, не предлагаю. Я вообще не очень афиширую, что я писатель. Не из какой-то ложной
скромности, скорее наоборот, потому что на уроке мы работаем на результат, на приобретение крепких знаний, на высокий балл итогового экзамена. А я как преподаватель, пожалуй, даже более амбициозна, чем как писатель. Кроме того, мне так удобнее. Я вообще разделяю преподавательскую и писательскую работы, потому что у них всё-таки разные задачи. Но в то же время я не скрываю, что я писатель, то есть на какие-то свои творческие встречи учеников зову, о новых книгах сообщаю. Просто это за пределами учебного процесса.
– Расскажите, какие из них больше всего находят отклик у подростков? И почему?
– Это зависит от подростков, наверное. У меня есть мальчик, который говорит про мою книгу «Полоса препятствий», что она написана будто про него и для него. Есть девочки, которые растаскивают на цитаты «Младших Экзюпери». Есть ученики, которые проникаются сюжетами «ZOOM. Карантинная история». Последняя книга, пожалуй, сейчас популярнее всех – потому что она последняя, потому что написана по следам недавно пережитого, а ещё потому, что там разные ситуации и разные характеры, то есть, по сути, больше возможностей «попадания». Ведь по большей части любят читать
книги «о себе». А в ZOOMe разные ребята, разные семьи, разные проблемы. (6)
«Елена Борода о подростках, музыке и детских книгах»
– Татьяна Леонтьева: Как Вы представляете себе своего читателя? Сейчас распространено мнение, что подростки не читают реалистическую прозу, а полностью погружены в фэнтези. Так ли это?
– Елена Борода: Не могу сказать за всех, но, судя по моим ученикам, они читают совершенно разную литературу. Фэнтези, конечно, многие увлекаются, но и реалистические вещи не остаются без внимания. Я бы даже сказала, что такие книги большим успехом пользуются, если ребята в них находят что-то своё, соответствующее их потребностям. Вот если подросток пробует себя в творчестве — тут да, обычно начинают либо с фанфиков, либо с фэнтези. Это объяснимо: у них ещё мало жизненного опыта, чтобы качественно работать в реализме. Легче создать свою Нарнию, чем убедительно, да ещё и интересно, написать о реальной жизни.
– Татьяна Леонтьева: Также бытует мнение, что
качественной подростковой литературы сейчас очень мало, а если и есть, то «уже не та». Как Вы оцениваете уровень современных произведений для подростков?
– Елена Борода: Что-то снобистское звучит в этом приговоре: о том, что нет у нас качественной подростковой литературы. Я не придерживаюсь этого мнения. Можно считать, что у меня испорченный вкус и я не очень разборчива. Но мне нравится очень и очень многое в современной детской, конкретно подростковой, литературе! Возможно, не всё гладко и не всё идеально, но произведений и авторов, которые заслуживают внимания, сейчас достаточно!
– Татьяна Леонтьева: Подростковая литература – это что-то особенное, специальное? Или это книга, которая будет одинаково интересна и взрослому человеку?
– Елена Борода: Да, безусловно, хорошая детская книга должна заинтересовать и взрослого человека. Возможно, она не зацепит его антуражем, атрибутами – не всем же взрослым интересоваться комиксами, танцами, велоспортом или, допустим, какой-то субкультурой. Но детская книга – это очень серьёзная вещь, которая по уровню проблематики и
по качеству воплощения ничем не отличается от взрослой. (7)
Источники
1. Актуальность книги Елены Бороды «Zoom. Карантинная история». – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
2. Борода Елена Викторовна. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
Биография. Список произведений и список литературы о жизни и творчестве. Видеоролик.
3. Борода, Елена. Елена Борода: «Если у человека есть дар, он любые препятствия расценит как ступеньки для роста» : [интервью] / Елена Борода ; беседовала Елена Кожушко – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
4. Борода, Елена. Елена Борода (Владимирова): «Жизнь богаче и разнообразнее выдуманного мира» : [интервью] / Елена Борода ; беседовала Александра Багречевская. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
5. Борода, Елена. Как увлечь подростков литературой, если ты не Джоан Роулинг : [интервью] / Елена Борода ; беседовала Анастасия Скорондаева. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
6. Борода, Елена. «Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо, чем дети будут читать их через не хочу и не могу» : интервью с писательницей и учительницей литературы Еленой Бородой / Елена Борода ; беседовала Ольга Рудашевская. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
7. Борода, Елена. Елена Борода о подростках, музыке и детских книгах : [интервью] / Елена Борода ; беседовала Татьяна Леонтьева. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
8. Грац, Татьяна. «Кем ты хочешь стать, когда выживешь?» / Татьяна Грац. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
9. Инктобер. Месяц перемен. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).(РГДБ)
10. Интервью с автором. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
11. Лёвин, Сергей. Ты не один, или Глобальный тест на прочность: (о книге Е. Бороды «ZOOM. Карантинная история») / Сергей Лёвин. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
12. Чернильный октябрь. – URL: Ссылка
(дата обращения 05.04.2024).
Елена Борода: [дайджест : для руководителей детского чтения] / Приморская краевая детская библиотека, отдел информационно-библиографической работы ; составитель М. Ю. Ларионова ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2024. – 16 с. – (Современные детские писатели).