«В детстве мне казалось, что писатели – как космонавты. Это невероятные люди, которые летают в своём космосе, а в обычной жизни не встречаются! И хотя я любила сочинять сказки и стихи, я решила учиться на педагога. Потому что каждый ребёнок – это отдельная история, которую мне хотелось услышать. Я окончила педагогический университет с отличием, но к тому времени у меня появилось новое увлечение – театр и пантомима. Я научилась мыслить картинками – сценками, этюдами, спектаклями – и с их помощью вызывать эмоции у зрителей. А когда я пошла работать в издательство, то пазл сложился окончательно: здесь были и истории, и картинки, и эмоции, и, конечно же, дети, для которых всё это придумывалось. Тогда мне захотелось не только редактировать чужие книги, но и писать свои. Теперь я тоже летаю в своём космосе! И пока полёт нормальный!»
Евгения Русинова
Евгения Александровна Русинова(псевдоним Женя Григорьева)– детская писательница из Санкт-Петербурга, автор художественных и познавательных книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вышедших в разных издательствах.
В рекомендательно-библиографический список Экспертного совета по детской литературе при Секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации в I квартале 2023 года включена книга Евгении Русиновой «Дорогая девочка», вышедшая в издательстве «Поляндрия Принт» в 2023 году.
Из биографии
Евгения Русинова родилась 10 декабря 1985 года в городе Котельниково Волгоградской области. Девочка рано научилась читать. Прочитала всю серию книг Кира Булычёва про Алису Селезнёву. Выучила почти наизусть «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Очень любила детективы Альфреда Хичкока, Энид Блайтон, Конан Дойла.
Школу окончила с золотой медалью. Училась в Санкт-Петербурге,в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. Окончила вуз с двумя красными дипломами. Стала учителем физики и получила специальность переводчика технических текстов.
Во время учёбы девушка увлеклась театром, была актрисой молодёжного театра «Ювента». В это время не только выступала в мюзиклах и спектаклях-пантомимах, но и пробовала свои силы и как сценарист, и как режиссёр. Она также преподавала актёрское мастерство в детской театральной студии.
2010 году Евгения Русинова пришла на работу в издательство «Умная Маша».В 2019 году в издательстве «Нигма» вышла первая книга писательницы «Две любви Джульетты».
Евгения Русинова участвовала в Международном форуме молодых писателей России «Липки» (2021, 2022), мастерской Ассоциации союзов писателей и издателей (2022). Она постоянный автор детских журналов «Ёжик» и «Сказки».
На счету писательницы более двадцати художественных и познавательных детских книг, вышедших в разных издательствах.
До замужества носила фамилию Григорьева, поэтому некоторые книги до сих пор выходят под псевдонимом Женя Григорьева.
Евгения Александровна работает ведущим редактором в редакции «Детская и молодёжная литература» издательства «Питер».
Награды и премии
• победитель литературного конкурса «Напиши сказку о театре» издательства «Нигма» за повесть «Две любви Джульетты» (2018)
• победитель конкурса «Новые авторы детских песен» за песню «Малоежка» (2019)
• полуфиналист конкурса «Лучшее познавательное произведение» от издательства «Настя и Никита» за рукопись «Страшно красивые» (2019)
• гран-при конкурса «Лучшее познавательное произведение» от издательства «Настя и Никита» за рукопись «Все краски мира» (2021)
• лауреат Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Хрустальный родник»в номинации «Литературное творчество для детей: сказка» за рукопись «Год на Весёлой ферме» (2021)
• финалистпремии «Большая сказка» имени
Эдуарда Успенского в номинации «Весёлый учебник» за книгу «Слава Музыкалкин и пропавший Треугольник» (2021)
• финалист фестиваля короткого рассказа «Кора» за рассказ «Покатушки без ватрушки» (2022)
• полуфиналист литературного конкурса на соискание премии правительства Москвы имени Корнея Чуковского за книгу «Письмо из прошлого» (2022)
• финалист фестиваля «Кора-стих», победитель зрительского голосования за поэму в стихах «Космос из коробки» (2022)
• победитель Всероссийской литературной премии «Душа природы» за книгу «Долгая дорога домой» (2022)
• второе место на фестивале короткого рассказа «Кора» в номинации «Микрорассказ» за рассказ «Шуба-дуба» (2023)
Интервью
Евгения Русинова: «Волосы у меня чёрные, а характер – пёстрый»
– Евгения, когда Вы начали писать: пробовали с детства или «накрыло» позже?
– Пробовала с детства, но «накрыло» позже. А если серьёзно, я не собиралась становиться детским писателем – оно само пришло. Я в школе и стихи рифмовала, и сочинения на пятёрки строчила, но старалась для другого – хотела жить в Петербурге и учиться на журналиста. Собирала портфолио из своих опубликованных в районной газете статей, рассказов и стихов – до сих пор его храню. А потом поступила в педагогический университет, сменила вектор увлечений и несколько лет почти совсем ничего не писала. И вдруг внезапно для себя самой пошла работать в издательство – сочинять книги про Смешариков. Так увлеклась всеми этими «круглыми историями» и вообще детской литературой, что потеряла голову. А когда очнулась – уже вышла моя первая авторская книга.
– Какая книга была самой первой?
– Ой, это моя любимая история – всем её
рассказываю. Когда сидела в декрете с первой дочкой, очень заскучала по работе и писательству. И вдруг случайно увидела литературный конкурс, который проводило издательство «Нигма». И тема прямо моя-моя – «Сказка о детском театре». Написала на одном дыхании – и внезапно победила. А призом стала публикация книги. Когда уже через два месяца держала в руках «Две любви Джульетты», сама не верила, что так бывает. Как в сказке!
– Для какого возраста Ваши книги? От детей или родителей чаще Вы получаете отклики?
– Пока больше моих книг для дошкольников и младших школьников. Но я очень хочу написать что-то «на вырост». Я радуюсь, когда родители присылают мне сообщение: мол, читали с ребёнком, мне так понравилось. Или: «я плакала». Или: «я смеялась». Мне кажется, книги и искусство вообще должны вызывать эмоции, а иначе – зачем? Дети мне пишут реже: у них меньше возможностей для этого. Но я получаю от них огромный энергетический заряд– аж волосыдыбом! – во время встреч в библиотеках и на других площадках.
– Помогает или мешает ремеслу работа в издательстве?
– Мне очень повезло с работой. Она такая, о
которой обычно мечтают. Хотя, конечно, бывают и сложности, и недопонимание, и небольшие конфликты. Конечно же, она во многом помогает. Я работаю как редактор с рукописями других детских писателей, и это даёт мне возможность учиться на чужих ошибках. Но, к сожалению, есть и минус: когда в течение дня трудишься с большим количеством текстов, на свои истории сил и времени порой не остаётся.
– Читатели и библиотекари обращают внимание на очень душевные иллюстрации в Ваших книгах. Совпадают ли иллюстрации с Вашим видением героев? Как Вы работаете с иллюстраторами?
– Спасибо! Мне тоже очень нравятся иллюстрации в моих книгах. Они обычно даже лучше и интересней, чем я их себе представляю. Здорово, когда иллюстратор может привнести что-то своё, дополнить образ героя деталями, которых нет в тексте. Например, художница, которая рисовала картинки к книге «Только дождись меня», придумала, что южный город – это не просто какой-то абстрактный город, а именно её родной Геленджик. И рисовала знакомые и любимые пейзажи. И это так здорово: история получается ещё более
реалистичной, живой.Но обычно я, как автор, не работаю с иллюстраторами напрямую. Это делает ведущий редактор книги.
– А есть ли прототипы у героев Ваших историй?
– Есть. Например, в книге «Землялечка» прототипом стала… наша планета Земля. Но обычно мои персонажи – это «сборная солянка». У одного подметила родинку на щеке, у другого – привычку шмыгать носом… Из всех этих особенностей складывается образ. Когда писала книгу «Мама. История настоящей любви», естественно, представляла себя, свою маму и своих дочек. Вот что люблю на самом деле – это заимствовать у знакомых имена. Так, девочку в «Маме» зовут Полина, как мою младшую дочку. Есть история про Яника – имя «подсмотрела» у друзей. Даже Малина Вареньевна не вымышленное имя, а настоящее: так моя старшенькая называла свою воспитательницу в детском саду –Марину Валерьевну.
– В книге «Две любви Джульетты» Вы интересно описываете закулисную жизнь. А насколько Вам самой близок театр?
– Ух, одно время он был у самого сердца. Пока училась в университете, была актрисой молодёжного
театра: играла в спектаклях и танцевала в мюзиклах. Потом очень увлеклась пантомимой, мы с подругами-актрисами брали мастер-классы у клоунов и мимов, выступали на фестивалях и даже поставили собственный спектакль в этом жанре. До сих пор дружу и общаюсь с актёрами, режиссёрами, звуковиками. Так что могу сказать, что неплохо знаю театр изнутри.
– Как Вы считаете, Лёлик Иванов из книги «Письмо из прошлого» через много лет ответит на своё письмо из прошлого?
– Конечно. А как же иначе? Если не на бумаге, то внутри себя точно.
– Жизнь в коммунальной квартире, описанная в «Письме из прошлого», – это личный опыт?
– Да, я год прожила в настоящей питерской коммуналке из десяти семей. Там всё было по канонам: длинный коридор, куча дверей, кладовка, огромная общая кухня, дежурство. Ах, да, и полное отсутствие ванны или душа. В одной кухонной раковине мыли всё – картошку, обувь, посуду, даже детей. Зато это самый центр Петербурга – куда ни глянь, всюду сфинксы, каналы, купола. Даже немного скучаю по тому времени, тогда для счастья комфорт был не обязателен.
– Вы учитель физики по образованию. Почему не литературы?
– Ха-ха, да как-то в голову не приходило. Я к литературе в школьные годы спокойно дышала, несмотря на пятёрки и любовь к чтению. А вот физику обожала. И до сих пор считаю, что это одна из интереснейших наук. Чтобы сочинить новые миры, не мешало бы разобраться в этом. В нём ещё столько нераскрытого и чудесного.
– Какой девочкой была Женя, как училась, в какие кружки-секции ходила? Какой любимый фильм у Вас и Ваших детей? Есть ли общая и любимая традиция в семье, связанная с книгами, чтением, походом в библиотеку?
– Женя была примерной девочкой-отличницей. Даже немного скучно об этом писать: ни одной тройки в дневнике, одни пятёрки и похвальные грамоты. Но я с пяти лет занималась танцами: выступала с танцевальным ансамблем на всех городских мероприятиях, ездила на гастроли. Если бы не книги, то точно, в конце концов, посвятила бы себя танцам. Может, и сейчас ещё не поздно.
– На каких писателей-классиков и современных авторов Вы ориентируетесь, что любите читать?
– Из классиков, конечно же, Астрид Линдгрен. А современные авторы – это настоящие жемчужины. У каждого свой блеск и перламутр! Нина Дашевская, Юлия Кузнецова, Тамара Михеева, Юлия Иванова, Анна Зенькова, Алёна Кашура… Всех не назвать. Их много – хороших и таких талантливых.
«Главное– поддерживать свет своего фонарика!»
Евгения Русинова рассказывает окниге «Дорогая девочка»
–Расскажите немного о себе. Как Вы стали детской писательницей?
– Я живу в Санкт-Петербурге. В детстве я мечтала жить в этом сказочном городе. И эта моя мечта сбывается каждый день. А ещё я почти три года называю себя детским писателем – разрешила себе после выхода нескольких книг. У меня есть возможность писать для детей на темы, которые я считаю важными и нужными. И об этом я даже не мечтала! Сама не понимаю, как после увлечения театром, танцами и физикой меня притянуло к детским книгам. Но так случилось, что сначала я стала работать в издательстве ведущим редактором, а потом втянулась и захотела создавать
собственные истории. Так появилась первая рукопись про девочку Улю и детский театр, которая после победы в литературном конкурсе быстро стала книгой.
Как родилась идея книги?
– Как рождаются все идеи? Иногда кажется, что это какая-то внезапная магия. Иногда – что эта история всегда была в моей голове. Мне давно хотелось написать про панду. Но я никак не могла придумать нужное место действия. А потом я прочитала в интернете статью про панду в японском зоопарке. И поняла, что нигде, кроме Японии, всё это случиться не могло.
– Вам близка восточная культура?
– Я очень люблю путешествовать. Именя всегда манили азиатские страны– своей незнакомой эстетикой, своим иным видением мира. Съездить в Японию для меня – как полететь вкосмос: так же необычно и ярко. Я долго вдохновлялась
фотографиями с местными пейзажами и японскими акварелями, а потом очень быстро выплеснула все впечатления и эмоции на бумагу. Пока япутешествую поэтой стране только в воображении, но я знаю, что «маленькие шаги» всегда работают, мечты исполняются. Главное – поддерживать свет своего фонарика!
– Давайте поговорим об издательстве. Счего всё началось?
– За книгами «Поляндрии» слежу давно. Ну как слежу? Фанатично скупаю для своих детей, аскорее даже для себя. Мне нравится, что издательство негонится затрендами, аимеет своё видение и свою ауру. И эта моя история оказалась такой нежной исветлой, что мне очень захотелось сделать её именно совместно с «Поляндрией». Я очень рада, что всё получилось. Иэто тоже про мечту!
– Какая Ваша любимая книга у «Поляндрии»?
– Мне очень нравится книга «Мама». Тем, что она такая масштабная, многослойная икрасивая. Ещё очень люблю книги Натальи Шалошвили – «Когда медведь влюблён» и «Леопард». К тому же именно Наталья нарисовала иллюстрации кмоей первой авторской книге, поэтому я сособенным теплом слежу за её творчеством.
– Как происходила работа с иллюстратором? Такли Вы изначально представляли себе героев?
– Я не знала, кто иллюстратор, пока неувидела макет готовой книги. И он оказался лучше, чем я представляла. Особенно меня впечатлило, как художник подошёл к работе с цветом. Такие тонкие акценты именно на том, что мне хотелось выделить самой.
– Для кого Ваша книга? Как Вы представляете себе Вашего читателя?
– Мне бы очень хотелось, чтобы эту книгу прочитали не только дети, но и взрослые. Чтобы она была для семейного чтения. Мне кажется, так важно научиться согревать близких своим теплом, делиться светом. Хочется, чтобы, читая её, взрослые сидели в обнимку со своими малышами, а потом беседовали о добром, хорошем, важном.
– Расскажите о Вашем дне. Есть ли какие-то ритуалы, рутина, когда Вы пишете книгу?
– Мой день – это обычный день работающей мамы. Сутра я помогаю дочкам собраться, веду младшую в сад, сама еду на работу. Вечером занимаюсь домашними делами, успевая за жаркой котлет ответить на некоторые рабочие письма.
А потом укладываю детей спать и ухожу на вторую смену– писательскую. Люблю это время, когда дома уже тихо, а я сочиняю свои истории. Могу лечь спать вместе со всеми, а потом проснуться в ночи и продолжить работу над рукописями. Ритуал у меня при этом один– открыть ноутбук, налить чашечку кофе (а иногда две-три), закусить горьким шоколадом и погрузиться в выдуманный мир.
– Какая Вы мама? Есть ли у Вас традиции, связанные с семейным чтением?
– Мама я разная – наверно, немного требовательная, но точно нескучная. Увлекающаяся сама и зажигающая своими увлечениями всю семью. Поэтому мои дети любят книги. Мы много читаем. И я до сих пор читаю им вслух перед сном – даже старшей дочке, которая и сама проглатывает книги пачками.
– Чтобы Вы посоветовали себе самой в детстве?
– Посоветовала бы быть смелее и верить в свои силы. Сказала бы, что маленькими шагами можно пройти любой путь, даже тот, который кажется нереальным. Но я это говорю себе и сейчас. Себе, своим детям и маленьким читателям, для которых пишу.
– Может быть, есть какая-то смешная, трогательная или неожиданная история, связанная с работой над книгой?
– Самая неожиданная история, связанная с «Дорогой девочкой» – это моё письмо руководителю издательства и ответ из него. Потому что я написала, что, мне кажется, только «Поляндрия» сможет сделать книгу именно такой, какой она должна быть. А мне ответили, что издательство давно ищет свою историю про панду. Теперь это наша история!
Прозрачное чернильное пятнышко на листе.
Фрагменты интервью с Екатериной Путилиной, автором иллюстраций для книги «Дорогая девочка»
– Как проходила работа над книгой «Дорогая девочка»?
– С одной стороны, было страшновато: это же «Поляндрия»! Но с другой, было ужасно интересно! И были идеи. И была Ольга Явич – художественный редактор с потрясающим чувством книги, которая очень поддерживала меня и очень многому научила!
– Чем история «Дорогой девочки» Вас заинтересовала? Почему она особенная для Вас?
– Это трогательная и очень поэтичная история, в которой доброта и тепло детского сердца могут творить настоящие чудеса. И даже самый печальный день может легко превратиться в день встречи, дружбы и открытий. Впечатляет путешествие по прекрасной Японии и знакомство с самым настоящим пандой, у которого есть даже своя страничка в «Википедии»!(ссылка)
– Как долго Вы рисовали иллюстрации к этой книге?
– Рисовала долго. Бумаги ушло много. Но это было прекрасно!
– Что Вас вдохновляло во время работы над книгой? И что в принципе Вас вдохновляет?
– Вдохновляли мои дети и собственные детские воспоминания. И японские иллюстраторы детских книг. И прозрачное чернильное пятнышко на листе бумаги. И фотографии цветущей сакуры.
– Как Вы придумывали героев?
– Вначале я собираю подготовительный материал. Как вообще выглядят школьники в Японии? Затем начинаю рисовать много-много набросков. Даю возможность высказаться чернилам. Ведь часто случайные пятна и линии совсем не случайны! Теперь остаётся только прислушаться, и персонаж сам начинает рассказывать о себе.
– Что было самое лёгкое и самое сложное в работе над книгой?
– Мне легче рисовать без подготовительного рисунка карандашом – сразу краской по листу. Так получается свободнее и живее. Но одна ошибка, и разворот приходится переделывать. Иногда я сдавалась и намечала рисунок карандашом.
Список книг Евгении Русиновой и произведений из сборников. – URL: ссылка
Источники
Главное – поддерживать свет своего фонарика! Евгения Русинова рассказывает о книге «Дорогая девочка». – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Евгения Русинова. – URL:
ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Евгения Русинова: «Волосы у меня чёрные, а характер – пёстрый». – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
«Заявился писателем – садись и сочиняй»: современные авторы детям. Евгения Русинова. – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Знакомьтесь, Евгения Русинова. – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Отзывы на автора Русинова Евгения Александровна. – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Прозрачное чернильное пятнышко на листе. Интервью с Екатериной Путилиной. URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Русинова Евгения Александровна. – URL: ссылка
(дата обращения: 03.07.2023).
Евгения Русинова: [дайджест: для руководителей детского чтения] / Приморская краевая детская библиотека, отдел информационно-библиографической работы ; составитель М. Ю. Ларионова; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2023. – 12 с. – (Современные детские писатели).