«Всю жизнь я рисую картинки для ребят в книжки и журналы. Иллюстрировал я Чуковского и Хармса, Барто и Баруздина и многих других писателей. Много я рисовал в журнал «Мурзилка». Вы видели эти рисунки, и, наверное, вам попадались такие, на которых была нарисована собачка. Эта собачка живёт у меня, и зовут её Путька. Она очень гордится своей известностью.
А особенно я люблю делать иллюстрации к сказкам, где происходят необычные события. Мне нравится рисовать картинки, в которых можно много показать и рассказать, чтоб их было весело и интересно рассматривать.
Художник, иллюстрирующий книги, должен быть большим фантазёром, особенно если он делает рисунки к сказкам. Ведь приходится придумывать целый сказочный мир, таинственный и очень красивый, в котором живут и действуют сказочные герои. Но чтобы сказочный мир стал живым, чтобы выдумка оказалась интересной, нужно много знать, быть наблюдательным, стараться запомнить всё необычное и интересное».(6)
Ф. В. Лемкуль
Фёдор Викторович Лемкуль, талантливейший иллюстратор детских книг, родился в 1914 году в Москве. Его отец имел немецкие корни, а мать – английские. Рисовать начал ещё в ранней юности. Нечасто бывает, что художник отдаётся только одному виду творчества. Но для Фёдора Викторовича Лемкуля это действительно так – он всецело посвятил себя работе в книге для детей.
Первоначальное художественное образование Лемкуль получил в Московском полиграфическом техникуме, который в то время выпускал художников книги, – там он учился вместе с будущим знаменитым мультипликатором Фёдором Хитруком, на всю жизнь оставшимся его близким другом. Основным своим учителем он считает замечательного советского графика Петра Александровича Алякринского, который много дал молодому художнику как в смысле профессионального мастерства, так и в понимании искусства.
Фёдор Викторович Лемкуль прошёл долгий творческий путь. Ещё на рубеже 1930–1940-х он начал профессиональную работу в качестве иллюстратора, сотрудничал с издательством «ДЕТГИЗ» и студией «Диафильм». В августе 1941 Лемкуль был призван в армию. Инженерная часть, в которой он служил, находилась недалеко от передовой. Дни отступлений, горящие города и деревни, беженцы – всё было
горько и больно. Части наводили понтонные мосты, разводили их, строили оборонные сооружения. Это была повседневная чёрная работа войны. Но художник и в солдатской гимнастерке постоянно тяготел к творческой деятельности. Однако она ограничивалась небольшим: оформлением клубов, где проходили короткие концерты фронтовой самодеятельности, иллюстрированием боевых листков и стенгазет. Художник любил поэзию – в его вещмешке лежал томик стихов Александра Блока. По его собственному признанию, никогда с такой большой силой, как в те годы, не ощущал он необходимости хороших книг, фильмов, спектаклей. Лириком он оставался и на войне. Много трудных дорог выпало на его долю: он участвовал в Сталинградском сражении, освобождал Киев.
Всего этого не найти в его творчестве. «Мне хочется работать над произведениями, воспевающими мирную жизнь, добро, – говорит Лемкуль, – хочется иллюстрировать книги фантастического, сказочного характера».
После демобилизации в 1946 году он вернулся к любимой профессии. Первые книги, полностью им проиллюстрированные, увидели свет в конце 1940-х.
В послевоенные годы Лемкуль работал в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер». Особое внимание обратили на себя книги С. Баруздина «Сказка о
трамвае» и М. Карема «Мой змей» оформленные художником в 1956–1958 годах. Художник живо передаёт массовые сценки в городе, где с увлечением перечисляет детали: люди, транспорт, дома, домашние животные. Лёгкие линейные рисунки удачно дополняет богатая красочная гамма. Особенно удаются Лемкулю детские фигурки, полные жизни, юмора, движения. Он любит рисовать целые хороводы ребятишек, искусно располагая их на белом поле листа. Большое внимание в своих книжках художник уделяет также пейзажу, решённому лаконично, но в то же время и довольно подробно (виды города Загорска в книге А. Барто «Вовка – добрая душа»).
В 1960-е, в период подъёма отечественной книжной иллюстрации, он внёс значительный вклад в выработку узнаваемого графического языка этого времени. Впрочем, не менее плодотворными были
для мастера и последующие десятилетия; всего же им было оформлено более 130 книг для детей. Фёдор Лемкуль постоянно сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Малыш», «Прогресс», «Молодая гвардия», рисовал для журналов «Мурзилка» и «Пионер». В числе проиллюстрированных им авторов – Марк Твен, Карло Коллоди, Даниил Хармс, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Вениамин Каверин, Юлиан Тувим, Геннадий Цыферов и многие другие.
«Большой удачей Лемкуля было оформление книги К. Чуковского «Джек – покоритель великанов». Она одета в нарядную цветную суперобложку; рисунки в тексте, хотя и чёрно-белые, производят впечатление красочных. Иллюстрации, свободно располагающиеся на разворотах книги, предельно динамичны. Стремительная лёгкость упругой линии сочетается с сочной и живописной размывкой. Художник подчёркивает не сказочно-фантастическое начало, а скорее бытовое, житейское. В его интерпретации страшные великаны Корморан и Блендербор кажутся просто смешными, чудаковатыми стариками.
Одним из первых, после долгого перерыва, иллюстрирует Лемкуль детские стихи Даниила Хармса. Много сил отдал художник оформлению произведений классиков детской литературы – С. Маршака и С. Михалкова. В работе над книгами, которые иллюстрировали многие наши художники, Лемкуль находит свои индивидуальные краски. Так, в оформлении «Пожара» С. Маршака мастер не столько подчёркивает характер героев, сколько передаёт атмосферу эпохи, сочно, красочно живописуя черты старого русского города с его маленькими уютными домиками, каланчой и многочисленными зеваками на улицах.
Заметной вехой в работе Лемкуля стало оформление «Сказок» в обработке А. Нечаева. Прежде всего книга привлекает своей напряжённой красочностью. Художник даёт фигуры героев крупным планом. С большим юмором рисует он смешных и глупых царей, угодливых и хитрых придворных,
простоватых мужичков, подтрунивает над наивной царевной. Характер персонажей воссоздаётся ярко и убедительно. Манера художника свободна и раскованна, цвет звучит в полную силу.
С неистощимым юмором и фантазией оформлена и небольшая сказка польского писателя К. Макушинского «Пан Ниточка». При всём комизме и гротескности персонажей герои сказки не теряют достоверности и сразу запоминаются читателям. Лёгкость, артистизм художественной манеры радуют также в оформлении знаменитой книги К. Коллоди «Приключения Пиноккио», выпущенной издательством «Прогресс» на итальянском языке в 1975 году.
В повести М. Твена «Принц и нищий» острохарактерная трактовка большинства персонажей: придворных, бродяг, обитателей пресловутого Двора Отбросов – отнюдь не противоречит характеристике основных героев – наследного принца и бедного мальчика, которые обрисованы с большой симпатией. Вслед за строгим переплётом следует красивый цветной форзац, играющий как бы роль увертюры к изобразительному решению «Принца и нищего». Полуполосные рисунки даются, как и в большинстве книг Лемкуля, на условном белом поле, крупные же иллюстрации, в разворот, строятся с реальным фоном – это строго очерченный пейзаж или интерьер. При этом такой фон
не имеет глубокого пространства и смотрится скорее задником сцены. Колорит иллюстраций построен на напряжённом сочетании красных, синих, оранжевых оттенков с чёрными заливками.
В последнее время Лемкуль почти все силы отдавал иллюстрированию сказок – лучшим примером может служить вышедший в 1981 году сборник «Девушка-Лебедь». В тех сказках, которые он иллюстрировал раньше, Лемкуль решает всё оформление по-новому (чешская сказка «Златовласка»). В новых рисунках, в противоположность ранним работам, подчёркивается не динамика и характерность, а начало лирическое. Тоньше, изысканней становится колорит страничных иллюстраций, заключённых в лёгкую серую рамку. Более сложной делается и характеристика героев. Стремительные линии рисунка приобретают строгость
и чёткость. Мягко, иногда на размытых полутонах решается пейзаж дальнего плана, однако оформление не теряет декоративности: некоторая приглушённость цветовой гаммы страничных иллюстраций оттеняется напряжённым аккордом сюжетных инициалов». (5)
Художник был участником многих международных, всесоюзных, республиканских и московских выставок, призёром всесоюзных конкурсов искусства книги (1964, 1965, 1967, 1968, 1970, 1974, 1975). Неоднократно награждён медалями, дипломами и грамотами:
В 1966 году Фёдору Викторовичу Лемкулю было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.
Фёдор Викторович Лемкуль известен любителям искусства не только как художник, но и как страстный и тонкий коллекционер. Семья Лемкулей собрала за много лет замечательную коллекцию художественного стекла – начиная с античности и до начала девятнадцатого века. Уникальные произведения принадлежат мастерам разных стран и народов.
Здесь кубки, флаконы, вазы самых различных форм и разного цвета, выполненные в многочисленных техниках стеклоделия. Это ценное собрание семья Лемкулей передала в дар Государственному историческому музею.
Коллеги и друзья о художнике
В начале 1970-х искусствовед Сюзанна Терзибашян писала о художнике: «Лемкуль-сказочник продолжает традиции понимания сказки как особого мира, равно насыщенного вымыслом и реальностью. Этот выдуманный мир всегда преломляется у художника через современность: он наделяет героев жестами, психологически созвучными современности, насыщает обстановку деталями, делающими убедительным происходящее. Язык гиперболы и метафоры привносит в образный строй сказок особую выразительность».
О собственном, очень индивидуальном и узнаваемом мире этого автора говорил позднее и его коллега Май Митурич: «Развиваясь, совершенствуясь, художник неизменно сохраняет самобытность созданного им динамичного, полного неожиданностей и парадоксов, но по-своему стройного и гармоничного мира, где его герои существуют среди лемкулевских деревьев, домов, троллейбусов, дружат с лемкулевскими зверями и птицами. Телеграфные столбы – и те такие лемкулевские, что, кажется, по одному изображению столба можно различить художника среди сотен его коллег».
Лев Токмаков пишет о коллеге и друге: «Лемкуль – человек удивительно опрятного пластического мышления. Ничего лишнего – ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. Художник дорожит временем зрителя и в рисунке, как говорится, всегда укладывается в регламент. Внутренний душевный такт оказал влияние и на цветовой строй работ Лемкуля. У него почти нет локальных заливок. Возникающее в глубине фантастическое мерцание окрашивает плоскости предмета в сложные перламутровые тона. Магия лемкулевского цвета завораживает, как завораживает созерцание драгоценных камней, то есть — исподволь и полностью. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности».(2)
Список книг, проиллюстрированных художником
Алексин А. Г. «Бумажный кораблик»
Барто А. Л. «Вовка – добрая душа»
Благинина Е. А. «Башмачки»
Благинина Е. А. «Алёнушка»
Баруздин С. А. «Как Снежок в Индию попал»
Баруздин С. А. «О разных разностях»
Баруздин С. А. «Сказка о трамвае»
Баруздин С. А. «Шаг за шагом»
Баруздин С. А. «Рави, Шаши, Снежок и другие»
Баруздин С. А. «Твои друзья – мои товарищи»
Баумволь Р. «Клетчатый гусь»
«Волшебные ягоды : русские народные сказки»
«Волшебные дудочки : сборник сказок народов Прибалтики»
Гарин С. С. «Поющие друзья»
Гурьян О. М. «Повесть о верной Аниске»
Каверин В. А. «Из разных книг» : сборник
Казаков Ю. П. «Как я строил дом»
«Как Василь змея одолел : белорусские сказки»
Карем М. «Мой змей»
Лангер Ф. «Братство Белого Ключа»
«Летучий корабль : кашубская сказка»
Лойко Н. В. «Ася находит семью»
Макушинский К. «Пан Ниточка»
Маршак С. Я. «Пожар»
Маршак С. Я. «Почта»
Михалков С. В. «Весёлые путешественники»
Михалков С. В. «Весёлый день»
Михалков С. В. «Дядя Стёпа»
Михалков С. В. «Мы с приятелем»
Михалков С. В. «Фома и другие стихи»
Мошковский А. И. «Трава и солнце»
Немцова Б. «Счастье Яромила»
«Принцесса-мышка : французская народная сказка»
Прокофьева С. Л. «Приключения жёлтого чемоданчика»
Твен М. «Принц и нищий»
Хармс Д. И. «Что это было?»
Хармс Д. И. «12 поваров»
Хармс Д. И. «Игра»
Хейердал Тур. «Путешествие на "Кон-Тики"»
Цыферов Г. М. «В медвежий час»
Чеповецкий Е. П. «Ушёл из цирка»
Чуковский К. И. «Джек – покоритель великанов и другие сказки для детей»
Литература о творчестве
1. Заварова, А. [Об оформлении книги К. Чуковского «Джек – покоритель великанов» и других] / А. Заварова // Детская литература. – 1967. – № 5. – С. 54.
2. Большой мастер: о творчестве Ф. Лемкуля говорят Л. Токмаков и М. Митурич // Детская литература. – 1984. – № 12. – С. 53-54.
3. Семёнов, О. Похвальное слово мастеру / О. Семёнов // Детская литература. – 1974. – № 2. – 68-71.
4. Амурский, В. Работать, воспевая добро / В. Амурский // http://booksplim.ru/statya/rabotat-vospevaya-dobro.html.
5. Лапшина Д. Лемкуль Фёдор Викторович : [о творчестве художника] / Д. Лапшина // http://booksplim.ru/hudozhnik/ lemkul-fyodor-viktorovich.html.
6. Наши любимые художники : Лемкуль Фёдор Викторович // http://booksplim.ru/statya/statya-f-v-lemkulya-iz-zhurnala-murzilka.html.
7. Смык, А. Стеклянное царство Лемкулей / А. Смык // http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6821.php.
Лемкуль Фёдор Викторович : дайджест для рук. детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2019. – 12 с.