Петелина Ирина Андреевна – российский художник, дизайнер, архитектор, мультипликатор и иллюстратор детских книг. Её рисунки погружают зрителя в волшебный, фантазийный мир произведений выдающихся сказочников прошлого и современных авторов.
Она родилась 15 ноября 1964 года в Москве. В 1989 году окончила Московский архитектурный институт (кафедра дизайна). Работала архитектором-дизайнером во Всесоюзном научно-исследовательском институте архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ). Затем поступила на курсы художников-мультипликаторов под руководством Фёдора Хитрука.
С 1990 по 1995 годы работала художником-аниматором на телестудии «Останкино» в творческом объединении «Экран». Как художник-мультипликатор принимала участие в создании нескольких анимационных картин («Потец» А. Федулова, «Умная собачка Соня» В. Меджибовского и др.). Тогда же начала работать в книжной графике.
В числе самых первых её работ – «Сказки» О. Уайльда (издательство «Моя Москва», 1991 г.), «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка» Ш. Перро (издательство «Чёрная курица», 1992 г.), «Рони, дочь разбойника» А. Линдгрен (издательство «Эксмо», 1993 г.).
Книги с иллюстрациями Ирины Петелиной выходили в Канаде («Белоснежка и семь гномов», издательство Zapp, Монреаль) и в Корее (народные сказки Берега Слоновой Кости «Апи и мальчик-чужестранец» и пакистанская народная сказка «Подарки Валидада»).
Ирина Андреевна – член Московского Союза художников. Участвует в выставках художников-иллюстраторов в России и за рубежом. Её работы хранятся во многих российских и зарубежных частных коллекциях. В 2010 году она была удостоена диплома всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков», а в 2017 году её обложка к книге А. Строкиной «Кит плывёт на север» была признана лучшей обложкой издательства «КомпасГид» по версии читателей.
Художник-иллюстратор Ирина Петелина не просто талантливый человек, но и художник, очень преданный детской книге. У неё есть свой стиль, очень узнаваемый, что является огромным плюсом для художника.
Ирина Петелина ответила на вопросы читателей «Лабиринта»: «Даже просто рисование иллюстраций к книгам делает меня спокойнее…»
– Ирина Андреевна, какие советы Вы могли бы дать родителям: как развивать художественный вкус у детей, как привить любовь к правильной иллюстрации? Мне кажется, сейчас этот вопрос стоит крайне остро. Некачественная компьютерная графика – чересчур яркая, аляпистая – привлекает глаза малышей. Как можно объяснить ребёнку прелесть других картин – тёплых, душевных, домашних?
– Для того чтобы ребёнку прививать вкус, ему прежде всего не надо покупать аляповатых книг и смотреть безвкусные дешёвые мультсериалы. Надо покупать только хорошо сделанные, качественные книги с хорошими иллюстрациями. Ничего специально ведь нельзя навязать ребёнку. Только окружать его красотой. Водить на выставки, хорошие детские спектакли, покупать хорошие, качественные раскраски, которые продаются в художественных магазинах. Помогать ему: лепить, рисовать, раскрашивать, всё через любовь. Словом, много заниматься и разговаривать с ребёнком. И тогда он привыкнет к красоте и не захочет от неё отказываться!
– Что вдохновило Вас выбрать профессию художника-иллюстратора? Что помогает Вам в придумывании нового персонажа? Не мешают созданные другими художниками образы? Моей
дочери 10 лет. Она мечтает стать художником-иллюстратором. Она очень много рисует, придумывает. Посоветуйте, что нужно делать, чтобы мечта осуществилась?
– Меня вдохновило чтение книг вслух, когда я была ещё маленькой. А потом я начала читать сама, и всё прочитанное мне хотелось нарисовать. В 10 лет меня отдали в художественную школу, где началось классическое обучение живописи и рисунку. Почти всегда, когда у нас было задание на композицию, я делала и иллюстрации. И диплом в художественной школе тоже был циклом иллюстраций. Так что единственный путь – побольше рисовать и в 11-12 лет начать классическое художественное образование.
– Как Вы решились на творческую карьеру, ведь часто это значит, что есть периоды без работы и большого заработка?
– У меня уже очень давно нет периодов без работы. Наоборот, всё расписано на год вперёд. Но большого заработка никогда не было. За иллюстрации платят немного. Приходится всё время торопиться. Хотелось бы рисовать более свободно. Мне один старый художник сказал: «Если можешь не рисовать – не рисуй ни в коем случае! Рисуй только тогда, когда без этого не можешь. Значит, это профессия выбрала тебя, а не ты её». Это и есть мой случай. Больше ничего я не хочу и не могу делать.
– Как Вы организуете свою работу? Есть ли особые часы, когда работается легче и вдохновенней? Как Вы отдыхаете, чтобы восстановить силы?
– Я работать начинаю ближе к вечеру. И работаю до 2-3 часов ночи. Для меня это самое плодотворное время. Отдыхаю я, стараясь высыпаться, гуляю по лесу. Смотрю иллюстрированные книги из своей уже большой коллекции, читаю. Если получается, едем отдыхать на море или в города Европы.
– Герои Ваших иллюстраций выглядят очень реалистично, символичных изображений животных, людей я не встретила. Это Ваш принципиальный подход к детской иллюстрации? И есть ли у Вас свой особый маленький читатель, который самым первым оценивает Ваши работы?
– Мои люди и животные совсем не реалистичны. Они условны. Но мне не нравится стиль, когда художник пытается рисовать как ребёнок и очень искажает героев. Мне хочется, чтобы мои герои нравились детям, а не пугали их своей условностью. Мой маленький читатель уже вырос, но всё равно любит мои работы.
– Когда читаешь книги с Вашими иллюстрациями, так и хочется задать вопрос:
откуда столько смеха и оптимизма? Счастливый характер или результат суровой работы над собой?
– Назвать свой характер счастливым я, к сожалению, никак не смогу. Я скорее пессимист, чем оптимист. Но когда я рисую, я успокаиваюсь, и у меня часто повышается настроение, если работа мне нравится. Наверное, это и отражается в рисунках.
– Скажите, пожалуйста, а работа художника-иллюстратора похожа на работу художника-мультипликатора? Или есть принципиальное отличие? И ещё хотелось бы узнать: Вы придумываете несколько образов для одного произведения? Или сразу образ возникает один, просто меняете его, если он не устраивает заказчика?
– Работа художника-иллюстратора похожа на работу художника-постановщика мультфильма. Художник-мультипликатор рисует движение каждого персонажа во всех ракурсах. А художник-постановщик видит всю картину целиком – так и иллюстратор видит всю книгу. Я придумываю сразу один образ, а потом его дорабатываю, делаю много эскизов, ракурсов, портретов. Заказчики обращаются ко мне, зная мои способности и видя моё портфолио. Поэтому каких-то переделок или разногласий, слава богу, давно уже не возникало.
– В книгах с Вашими иллюстрациями часто встречаются некие крошечные существа, которые, как мне кажется, играют для Вас какую-то особую роль, являются сквозными персонажами в рамках всего творческого пути и встречаются в совершенно разных произведениях. Мне бы очень хотелось узнать, кто они? Как называется их необыкновенный мир? Как Вы придумали их? Кто эти «путники в Стране грёз»?
И ещё: когда Вам нужно изобразить вымышленный авторский персонаж, о котором никто никогда раньше не слышал (как Мамору, например), Вы опираетесь только на свою фантазию или принимаете во внимание то представление о персонаже, которое есть у автора? И что для Вас интереснее: изображать всем известных героев или участвовать на равных с автором книги в рождении образа
нереального героя? Были ли случаи, когда автор не соглашался с представленной Вами трактовкой образа, материала?
– Крошечные существа, которые встречаются во всех моих книгах, населяют мою воображаемую сказочную страну, в которую нужно погрузиться, чтобы найти там героев для каждой новой сказки. И чем ближе текст предлагаемой мне книги к этой моей воображаемой стране, тем мне приятнее её рисовать. А «Путники в Стране грёз» и есть иллюстрации из жизни этой воображаемой страны. Когда я рисовала Мамору, Анастасия Строкина написала о нём, что он зелёного цвета, у него длинный хвост с кисточкой на конце, сам он мохнатый, а уши его могут развеваться, значит, немаленькие. Все эти условия я постаралась выдержать. Во всём остальном полагалась только на свою фантазию. Насте мой персонаж понравился. Так же было и с Эммануэль Мэзоннёв, которая написала «Лунного Тома». Но конечно, я больше люблю работать там, где моя фантазия меньше скована и персонаж описан в общих чертах, что даёт полёт фантазии.
«Лунный Том и тайна
|
«Кит плывёт на север» |
«Барабан предков» |
«Рони, дочь разбойника» |
«Алиса в стране чудес» |
«Алиса в стране чудес» |
«Двенадцать месяцев» |
«Ночь перед Рождеством» |
«Снежная королева» |
«Снежная королева» |
«Путешествие Нильса с
|
Книги с иллюстрациями художника
Андерсен, Ханс Кристиан. Снежная королева / Х. К. Андерсен. – Москва : Эксмодетство : Эксмо, 2013. – 72 с. : ил. – (Книги – мои друзья).
Барабан предков : африканские сказки. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2011. – 64 с. : ил.
Волшебные сказки : / [обработка А. Н. Толстого, А. Н. Афанасьева]. – Москва : Махаон, 2011. – 176 с. : ил. – (По дорогам сказки).*
Гоголь, Николай Васильевич. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь. – Москва : Дельфин, 2016. – 76 с.
Гримм, Вильгельм. Мальчик-с-пальчик и другие сказки / Братья Гримм. – Москва : Росмэн, 2011. – 64 с. : ил. – (Детская библиотека Росмэн). *
Гримм, Якоб. Белоснежка и другие сказки / Братья Гримм. – Москва : Росмэн, 2012. – 64 с. : ил. – (Детская библиотека Росмэн).*
Губарев, Виталий. Королевство кривых зеркал / В. Губарев. – Москва : Стрекоза, 2013. – 158 с. : ил. – (Школьная классика детям).
Заходер, Галина Сергеевна. Краткая кошачья книжка / Галина и Борис Заходер. – Москва : Захаров, 2008. – 128 с. : ил.*
* Книги из фонда Приморской краевой детской библиотеки
Карганова, Екатерина Георгиевна. Отважный утёнок / Е. Карганова. – Москва : Лабиринт Пресс, 2009. – 12 с. : ил. – (Пышки-неваляшки).*
Карганова, Екатерина Георгиевна. Свинка наряжается / Е. Карганова. – Москва : Лабиринт Пресс, 2009. – 10 с. : ил. – (Пышки-неваляшки).*
Крылов, Иван Андреевич. Басни / И. А. Крылов. – Москва : Эксмодетство : Эксмо, 2016. – 112 с. : ил. – (Мои любимые стихи).*
Кэрролл, Льюис. Алиса в стране чудес / Л. Кэрролл. – Москва : Эксмодетство : Эксмо, 2018. – 160 с. : ил. – (Золотые сказки).
Лагерлёф, Сельма. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С. Лагерлёф. – Москва : Лабиринт, 2017. – 208 с. : ил. – (Открой книгу).
Линдгрен, Астрид. Рони, дочь разбойника / А. Линдгрен. – Москва : Махаон, 2015. – 160 с. : ил.
Маар, Пауль. И в субботу Субастик вернулся / П. Маар. – Москва : Лабиринт, 2018. – 116 с. : ил. – (Палитра чудес).
Маар, Пауль. Семь суббот на неделе / П. Маар. – Москва : Лабиринт, 2018. – 116 с. : ил. – (Палитра чудес).
Макдональд, Джордж. Принцесса и гоблин / Д. Макдональд. – Москва : Лабиринт, 2018. –180 с. : ил. – (Палитра чудес).
Маршак, Самуил Яковлевич. Двенадцать месяцев : [драматическая сказка] / С. Маршак. – Москва : Махаон, 1999. – 88 с. : ил. – (Золотая серия). *
Мэзоннёв, Эммануэль. Лунный Том и секретное общество. Книга 1 / Э. Мэзоннёв. – Москва : КомпасГид, 2018. – 208 с. : ил. – (Лунный Том).
Мэзоннёв, Эммануэль. Лунный Том и тайна страны Альба Лонга. Книга 2 / Э. Мэзоннёв. – Москва : КомпасГид, 2018. – 192 с. : ил. – (Лунный Том).
Мэзоннёв, Эммануэль. Лунный Том и замок Эльфиния. Книга 3 / Э. Мэзоннёв. – Москва : КомпасГид, 2018. – 264 с. : ил. – (Лунный Том).
Несбит, Эдит. Принцесса и кошка / Э. Несбит. – Москва : Лабиринт, 2018. – 116 с. : ил. – (Палитра чудес).
Нёстлингер, Кристине. Пёс спешит на помощь : сказочная повесть / К. Нёстлингер. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2016. – 176 с. : ил. – (Сказочные повести).*
Новогодняя шкатулка сказок / [обработка текстов А. Н. Толстого, А. Н. Афанасьева]. – Москва : Махаон, 2014. – 172, [4] . : ил.*
Олеша, Юрий. Три Толстяка / Ю. Олеша. – Москва : Эксмодетство : Эксмо, 2013. – 184 с. : ил. – (Книги – мои друзья).
Путники в Стране грёз : набор открыток. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2011. – 30 с.
Сказки про фей и принцесс. – Москва : Дрофа-Плюс, 2008. – 192 с. : ил.*
Солнце, Месяц и Ворон Воронович : русская народная сказка / [обработка А. Афанасьева ]. – Москва : Стрекоза-пресс, 2007. – 12 с. : ил. – (Библиотечка детского сада).*
Сорока-белобока : потешки и топотушки. – Москва : Эксмо, 2010. – 48 с. : ил.*
Сорока-белобока : топотушки. – Москва : Эксмо, 2004. – 48 с. : ил. – (Божья коровка).*
Строкина, Анастасия Игоревна. Кит плывёт на север : [сказка ] / А. Строкина. – Москва : КомпасГид, 2016. – 96 с. : ил.*
Твен, Марк. Приключения Тома Сойера / М. Твен. – Реутов : Омега, 2016. – 288 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Толстой, Лев Николаевич. Рассказы и сказки / Л. Н. Толстой. – Москва : Махаон, 2017. – 112 с. : ил. – (Чтение – лучшее учение).*
Чарская, Лидия Алексеевна. Тасино горе : [повесть] / Л. Чарская. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2010. – 192 с. : ил. – (Заветная полка).*
Чудеса в лукошке : русские народные сказки. – Москва : Эксмо-Пресс, 1998. – 80 с. : ил.
Интернет-ресурсы
«Даже просто рисование иллюстраций к книгам делает меня спокойнее» : [Ирина Петелина ответила на вопросы читателей «Лабиринта»] // https://www.labirint.ru/child-now/irina-petelina/.
Петелина Ирина Андреевна // ttps://bibliogid.ru/lyudi/ khudozhniki/734-petelina-irina-andreevna.
Попов, Игорь. Сказочные миры Ирины Петелиной / И. Попов // https://esdra.livejournal.com/1485189.html.
Сайт художника // http://www.twinart.ru/irina/ portfolio/ published/?page=2.
Петелина Ирина Андреевна : дайджест для рук. детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2019. – 8 с. – (Художники-иллюстраторы).