Вдохновение приходит само, с нетерпимым желанием рисовать, искусственно оно не вызывается…
Виктория Кирдий
Отзывы о творчестве художника
«С иллюстрациями Виктории Кирдий я столкнулась случайно. Это произошло пару недель назад. Увидела и обомлела: она просто рисует взрослых людей, только изнутри, как принято говорить, их внутренний мир. Рассматриваешь её картины и вдохновляешься этим солнечным настроением».
«Если вдруг Виктория Кирдий читает на этой странице отзывы, то хочу попросить её рассмотреть мою идею, чтобы выпустить серию разукрашек со своими замечательными иллюстрациями. Они обязательно будут пользоваться спросом. Ну а я уже начинаю ждать этот первый тираж и точить карандаши».
«Удивительные тёплые, душевные рисунки. Обожаю этого автора. Когда видишь любое издание с рисунками Виктории, его хочется для себя сразу, вне зависимости от текста. У неё получается рисунками создавать ту энергетику, которой совсем мало сейчас в мире и очень-очень редко встречается».
«Так поднимает настроение любой вариант от Виктории: книжки, календари, блокноты – неважно. Надо видеть глаза друзей, которым даришь такой
подарок! Сразу включается детство. Очень верное средство разбавить круговерть будней. Главное – иметь такой маячок дома, на работе. Уже считаем их талисманчиками».
Викторию Кирдий в шутку называют «человек-мультяшка», «гений психологизма пузатой каракули», основателем детского импрессионизма. Она иллюстрирует сказки для детей, а для взрослых – истории о любви. Поговаривают, что в роддоме малышка Вика чуть не съела карандаш, который выхватила из рук доктора.
Виктория Эрнестовна Кирдий родилась в 1966 году в городе Иркутске. Она с раннего детства рисовала везде, где могла: на книгах и партах, на автобусных сидениях и раскладушках (во время тихого часа в детском саду). Воспитатели детского сада запомнили Вику как «девочку, которую не следует ставить в угол, иначе она изрисует обои».
Родители, однако, считали, что живописью невозможно прокормить семью. Однажды её мать обнаружила, что девочка проиллюстрировала всё собрание сочинений Льва Толстого, и отправила дочку в Москву учиться на модельера с мудрым напутствием: «Поезжай в Москву и всю её закалякай». Но Виктория стала художником.
В 1996 году окончила художественный факультет Московской государственной академии сферы быта и услуг по специальности «художник-модельер». Она является членом Союза художников России и Международной Федерации художников.
С 2001 по 2010 год Виктория работала на студии мультипликации «Пилот» в должности художника-постановщика. Преподавала рисование в Вальдорфской(1) школе для детей с отклонениями. В Москве прошло семь её персональных выставок.
Художница работает в разных техниках: «На самом деле мне абсолютно всё равно, чем рисовать, хоть помадой на асфальте. Так получилось, что я всегда жила в очень маленьких квартирах и у меня не было своей мастерской. И всё что помещалось – это формат, который передо мной. Акварелью я рисую всего лишь три года. До этого я писала, как получалось».
Виктория рисует открытки и блокноты, оформляет книжки и альбомы с рисунками, делает анимационные фильмы, занимается дизайном интерьеров, росписью любых поверхностей. Ещё имеет диплом пчеловода и является мастером спорта по плаванию.
1 Вальдóрфское образование – педагогическая система, основанная на антропософских представлениях (религиозно-мистическом вероучении, ставящем на место бога обожествлённого человека), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений.
Из интервью
Виктория, на Вашем официальном сайте любопытная биография. Какой Викой Вы были в детстве? Как Вы рисовали на обоях? Какие-нибудь запоминающиеся случаи?
Дура обыкновенная, очень худая, угловатые колени, играла только с мальчиками. У меня было самое любимое место, где я рисовала, – мамины книжки. Там были две последние страницы белые. Однажды, когда я смотрела домашнюю библиотеку, там не было ни одной не изрисованной книги. Везде были человечки на последних страницах.
У Вас было счастливое детство?
Нет. У нас была одна мама и четверо детей. Есть много отдельных счастливых моментов. А так, я не удивлю вас, это было очень бедное, голодное, беспризорное детство. Мы проводили много времени на улице. Представьте себе 60-е годы, маме приходилось работать в семи местах, чтобы нас прокормить. Мама – очень властный, самостоятельный и самодостаточный человек. Мне с ней повезло… Она особенная и очень сильная…
Вы долго искали себя или всегда знали, что будете рисовать, но просто дорога к этому была длинной?
Я не искала. Обстоятельства так складывались.
Скажите, а Вы весёлый человек?
Грустный…
Я знаю, что Вы работали педагогом в Вальдорфской школе. Расскажите, пожалуйста, Виктория, об этой своей деятельности.
У меня был очень маленький класс. Вальдорфские школы устроены с минимальным количеством учеников. У меня их было 10. Двое из них – гиперактивные дети, это страшное дело. Два аутиста, а все остальные – с шизофренией. Если сказать коротко, то это несоциальные дети. Работать было сложно. Мы с ними играли на листе. На самом деле рисование, если объяснять, то это всё просто – из точечек, кружочков, волнистых линий. В игре их можно совместить. Но бывало, что дети заканчивали уже через 10 минут: листом по башке, вылитыми красками – на стену.
Расскажите о самых талантливых учениках.
Маленькие дети – они все талантливые, я их не разделяю.
Кстати, опыт работы в Вальдорфской школе, мировоззрение, которому она следует, как-то повлияли на Ваше творчество?
Всё в этой жизни так или иначе на что-то влияет. Необычные дети учат вниманию, деликатности и толерантности. Они учат смотреть на мир иначе.
Виктория, почему Вы выбрали акварель для того, чтобы воплощать Ваши идеи?
На самом деле мне абсолютно всё равно, чем рисовать, хоть помадой на асфальте. Так получилось, что я всегда жила в очень маленьких квартирах и у меня не было своей мастерской. И всё что помещалось – это формат, который передо мной. Акварелью я рисую всего лишь 3 года. До этого я писала, как получалось.
У Ваших замечательных героев есть прототипы?
Нет. Это всё из головы, я не рисую с натуры. Тут всё очень просто, я вам сейчас расскажу. По первому образованию я пчеловод. Меня всегда интересовала обратная сторона профессии, как устроены пчёлы. Глаза шестиугольной формы, напоминающие строение пчелиных ячеек. Если перевести научный язык на простой, то это матрица. Каждый художник рисует свою соту. Даже если я очень сильно захочу нарисовать кого-то, то у меня не получится, я нарисую себя. Это вопрос не почему, а потому что так есть.
Слава Сэ назвал Вас основателем детского импрессионизма и гением психологизма пузатой каракули. Довольно точно, по-моему. А как Вы сами определяете свой стиль? Учат ли такому в художественных училищах?
Стиль, в котором я работаю, относится к книжной графике. Стилю не учат – его вырабатывают, на это могут уйти годы.
Расскажите о любимой серии своих работ, любимых персонажах…
У меня нет любимых работ. Есть те, которые я запоминаю. Их немного. Единственная работа, которая мне нравится, – портрет козы. У неё всегда разное выражение лица. Она живая, хотя и написана маслом на картоне.
Вы работали в анимационной студии «Пилот». Какие мультфильмы рисовали?
В студии «Пилот» я работала с 2001 по 2010 год. Участвовала в создании проекта «Гора самоцветов». Эта серия создавалась по сказкам разных народов России. Над десятью минутами рисованного кино команда трудится 9 месяцев – ровно столько, сколько вынашивают ребёнка. За каждым мультфильмом стоит труд сценариста, режиссёра, постановщика, раскадровщика, фазовщиков, аниматоров, прорисовщиков, заливщиков, музыкантов, актёров
голоса и т. д. Мультипликаторы говорят, что их профессия для свинцового зада и невидимых миру слёз.
Какой мультфильм, сделанный при Вашем участии, Ваш самый любимый? Почему?
Они – как дети. Их невозможно разделить по степени любимости.
Какие эмоции дарит работа над мультфильмами?
Мультипликация – очень тяжёлая, трудоёмкая и кропотливая работа. Эмоции там не совсем уместны.
На Ваших картинах девушки и девочки рыжеволосые. Почему?
Всё просто: это бренд.
У Вас сначала появляется идея того, что хотите нарисовать, или это происходит спонтанно?
Ни разу не было, чтобы я решала, что рисовать, я просто сажусь и рисую.
Почему Вы не рисуете мужчин? Ну, как-то мало. В основном женщин. Вы их мало знаете или не любите?
Мужчин я люблю больше, чем женщин, кстати говоря. Но женщину легче рисовать, у неё больше круглых форм, впадин, линий. Легче наврать. А у мужчин единственное место смешное, которое все
знают, много рисовать неудобно.
Очень много котов на Ваших картинах и практически нет собак, это какая-то дискриминация.
Собаки будут. История с собакой вот какая: она алкоголик, пьет из крышечки коньяк.
А можно рассчитывать на осликов и жирафиков?
Да они уже есть. На самом деле не всё, что вы видите в ЖЖ или на сайте, не хватает времени все работы выкладывать.
Помимо акварели и масла Вы занимались ещё пэчворком, графикой, росписью стен, живописью в восточном стиле… И всё-таки к чему больше душа лежит?
Это было любопытно – всё попробовать. Профессия модельера отпала – я не подхожу к ней по характеру. Пэчворк оказался механической и часто скучной работой. Роспись стен больше подходит для молодого и сильного тела. Графика требует черно-белого мышления. Акварель осталась как наиболее востребованная, а для меня самая интересная, она сродни работе снайпера – не прощает ошибок.
Вы планируете ещё иллюстрировать книги?
Да. Сейчас в моём проекте 5 книг.
Расскажите подробнее?
Не могу. Я заметила: если рассказываешь, то вылезает много «косяков». Я лучше промочу.
Что Вы любите больше – иллюстрировать детские книги или взрослые?
Из последних работ – это взрослые истории. Очень необычная книга «Маргинальные камни…» – это 52 психологических портрета жаргонных слов. Она недетская, но очень смешная. Будет всего 100 экземпляров.
Почему так мало?
Так решил издатель.
Какую книгу Вы хотели бы проиллюстрировать? Мне кажется, кэрролловская «Алиса» получилась бы у Вас гениально!
«Алиса» уже столькими художниками проиллюстрирована! Зачем плодить ненужные сущности? Я бы с удовольствием проиллюстрировала сказки Океании, они весьма любопытные и необычные, к тому же живут в толстых сборниках без картинок.
Иллюстрирование какой книги запомнилось больше всего? С какой из них больше других пришлось повозиться?
Как только заканчивается работа над книгой, я предпочитаю тут же о ней забыть. Иначе разорвёт. Они все как люди, каждая со своим норовом.
Как сами считаете, Вы детский или взрослый художник?
Это считают те, кто смотрит. Я просто рисую взрослые картинки детскими символами.
Что Вы делаете, если не рисуете?
Смотрю триллеры и играю в квесты.
Над чем сейчас работаете?
Сейчас рисую картинки для 3 календарей и 12 блокнотов. Потом будет работа над книжкой «Великие отдыхают» – про учёных и их открытия. А летом меня ждёт книга «Жизнь марионеток».
Книги с иллюстрациями художницы
Акварели Виктории Кирдий
Солнечные коты
Как вернуть вдохновение
Интернет-ресурсы
Кирдий, Виктория. «Взрослые картинки детскими символами» : [интервью с художницей] / В. Кирдий ; беседовала Н. Тюменцева // Мира : интернет-издание. – 2015. – 18 февраля. – URL: https://miraclub.life/posts/709 (дата обращения: 04. 06.2020).
Отзывы о творчестве художницы // URL: https://www.labirint.ru/reviews/authors/97058/ (дата обращения: 04. 06. 2020).
Солнечное интервью с обаятельной Викторией Кирдий // URL: https://sunduchok-knig.livejournal.com/12208.html (дата обращения: 08. 06. 2020).
Сайт художника // URL: https://kirdiy.com/guestbook (дата обращения: 04. 06. 2020).
Сэ, Слава. Моя дружочек Вика Кирдий / С. Сэ // URL: https://pesen-net.livejournal.com/46849.html (дата обращения: 04. 06. 2020).
Виктория Кирдий : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краевая детская библиотека; составитель А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2019. – 8 с. – (Художники-иллюстраторы).