Сутеев Владимир Григорьевич
(1903-1993).
Владимир Григорьевич Сутеев прожил долгую жизнь – почти 90 лет. И практически вся его жизнь была посвящена детям. Не своим (как раз своих детей у него не было). А всем ребятишкам огромной страны – Советского Союза! Как же это произошло?
Он родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача. Григорий Осипович Сутеев был творческим человеком: пел на концертах в Благородном дворянском собрании, увлекался живописью, любил рисовать сам и сумел привить эту любовь своим сыновьям.
В 1916 году Григорий Осипович подружился с великим российским скульптором Степаном Дмитриевичем Эрьзей. Именно этот человек сыграл важнейшую роль в жизни его сына Володи. И хотя сначала мальчик учился у мастера скульптуре, однако вскоре понял, что его призвание – графика.
Уже в четырнадцать лет Володя начал подрабатывать. Он рисовал диаграммы для выставок здравоохранения и дипломы для победителей спортивных соревнований. Но, видимо, техническая профессия оказалась не для него. И он поступил на художественный факультет Государственного
техникума кинематографии. Этот же техникум окончил и его младший брат Вячеслав, ставший режиссёром научно-популярных фильмов.
Мультипликация только делала тогда свои первые шаги, у её истоков и встал молодой художник. Его включили в группу, которая создавала первый рисованный мультфильм «Китай в огне». Задачей новой группы было быстрое создание весёлых фильмов на целлулоидной плёнке. А затем была работа на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Стёпа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.
22 июня 1941 года была закончена «Муха-Цокотуха», а 24-го Владимир Сутеев ушёл на фронт. Художнику было 37 лет. Через два года его откомандировали с фронта на киностудию «Воентехфильм»: ставить учебные фильмы. А после войны, демобилизовавшись, Владимир Сутеев вновь вернулся на «Союзмультфильм».
В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссёр и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством – «Детгиз». Его иллюстрации к книгам Джанни Родари, Корнея Чуковского, Агнии Барто стали классикой. А в 1952 году Владимир
Григорьевич уже создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски». По одной из них можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка. Эта книжка удостоилась очень тёплой рецензии Корнея Чуковского в «Литературной газете». Но главное – его книжки понравились детям. Ведь они были всегда весёлыми, всегда радостными. И очень добрыми и понятными.
То, что Сутеев рисовал легко и быстро, отмечали все, кто его знал. Оказывается, этому есть простое, хотя и не совсем обычное объяснение. Дело в том, что художник был амбидекстром, то есть одинаково хорошо владел и правой и левой рукой. Причём он мог даже одновременно одной рукой писать, а другой рисовать. Такие вот чудеса!
В сказках Сутеева рисунки и текст тесно взаимосвязаны. Раньше Владимира Григорьевича часто спрашивали, что у него рождается сначала: рисунок или текст. «Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же как и на вопрос, что было раньше: курица или яйцо», – отвечал он.
Остроумные, добрые, весёлые книжки Сутеева были переведены на 36 языков. Они издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии… Их
общий тираж уже сорок лет назад составлял около 20 миллионов экземпляров (сейчас, наверно, значительно подрос). По его сценариям было поставлено около 40 мультфильмов. Он иллюстрировал книги самых лучших детских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, С. Маршака, Д. Родари…
«Я счастлив, что посвятил свою деятельность детям», – говорил когда-то Владимир Григорьевич. И мы тоже очень этому рады.
«Книги Владимира Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны маленькому слушателю. Всё, что не договаривает, мастер рисует».
Т. Пиксанова
Приморская краевая детская библиотека. – Владивосток, 2016.