Конашевич Владимир Михайлович (1888-1963) родился в городе Новочеркасске в семье банковского служащего. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Отец служил в Крестьянском банке, расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй про маленьких человечков, новогодними ёлками… Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства:
«Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика…».
Как и многим мальчишкам, будущему художнику в те годы нравилось рисовать исключительно лошадей и сражения.
В 1897 году семья переехала жить в Чернигов. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он
с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке.
В 1908 году Владимир Михайлович был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913). Отец очень хотел видеть его архитектором, поэтому Конашевич поступил на архитектурный факультет. Однако затем перешёл на живописное отделение, учился у Константина Коровина и Сергея Малютина.
Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В. Конашевича» (1918). Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышли сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
После знакомства в 1923 году с Самуилом Яковлевичем Маршаком он оформил несколько его книг: «Сказка о глупом мышонке», «Кривоносый», «Петрушка-иностранец», «Три зверолова». Самой большой удачей стал «Пожар» (1923), в котором, пользуясь всего тремя цветами – красным, жёлтым и чёрным, Конашевич создал яркое, динамичное и весьма зрелищное действие. Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу, тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую
работу по созданию книги. Несмотря на все разногласия, два мастера – художник и поэт – создали множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница» (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. Нередко для очередного переиздания той или иной книги Конашевич делал новые иллюстрации. Например, комарик в одной из первых книжек про Муху-Цокотуху из сказочного рыцаря превратился, в духе времени, в бравого красноармейца…
С детскими журналами Конашевич сотрудничал постоянно. Он делал иллюстрации для первого советского журнала для детей «Северное сияние», который выходил под редакцией Максима Горького. Рисовал для «Чижа» и «Ежа», «Весёлых картинок», «Мурзилки»…
Война застала художника в Павловске. Уже перед самым наступлением фашистских войск он успел уехать оттуда в Ленинград, где и провёл всю войну. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве – о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах…
1945-й победный год оказался для Конашевича
необычайно счастливым. Закончилась война. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Началась мирная, ничем не омрачаемая жизнь – и новое творчество. Книги с его иллюстрациями получили множество дипломов Всесоюзных конкурсов как лучшие по художественному и полиграфическому исполнению.
«Художник должен отвечать за каждую свою линию. Как бы легко и свободно ни был сделан рисунок, в нём всё должно быть на своём месте и как раз в меру: ни убавить, ни прибавить! Я просто выбрасываю готовый рисунок, если он хотя бы частично не удался. Не переделывая, не исправляя старого рисунка, я вновь рисую на чистой бумаге. Этим и достигается непосредственность и свежесть, если она у меня когда-нибудь бывает».
В. Конашевич.
Приморская краевая детская библиотека. – Владивосток, 2016.