Меня всю жизнь интересует
тема преодоления. И всё, что я
пишу, – об этом.
Юлия Кузнецова
Юлия Кузнецова – писательница, переводчик, редактор интернет-журнала «Жёлтая гусеница», один из авторов журнала о детской литературе «Переплёт». Участница и финалистка многих конкурсов:
► финалист второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» в номинации «Лучший детский детектив» за повесть «Тайна города Звенигорода» (2007 год);
► лауреат (1-е место, Малая премия) четвёртого сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» за повесть «Выдуманный Жучок» (2009 год);
► лауреат (2-е место) Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина за повесть «Помощница ангела» (2011 год);
► лауреат (2-е место) Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» за повесть «Где папа?» (2012-2013 год);
► лауреат IV Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное
произведение для подростков за повесть «Фонарик Лилька» (2014 год).
Её книги «Помощница ангела», «Где папа?», «Дом П» вошли в список десяти лучших книг, получивших знак «Нравится детям Ленинградской области». Участница 8-го и 9-го семинаров детских писателей и 11-го Форума молодых писателей России.
Юлия Никитична Кузнецова родилась 19 января 1981 года в городе Москве в семье писателя Никиты Марзана (творческий псевдоним Никиты Борисовича Кузнецова) и инженера транспорта Галины Владимировны Кузнецовой. Окончила филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Училась в аспирантуре. В разные периоды работала гидом-переводчиком, копирайтером, преподавателем иностранных языков, руководителем театральной студии на английском языке «Окошко радости». У Юлии Кузнецовой трое детей: два сына и дочь.
Свой первый рассказ Юля написала в 16 лет. Он назывался «О ненависти». Её отец, автор психологической и юмористической прозы для взрослых, этому рассказу очень обрадовался. Когда Юлия училась на филологическом факультете МГУ, она сочиняла рассказы и даже написала две учебные книги по английскому языку: одну – с весёлыми рассказами, другую – с диалогами. Права на издание
купило издательство «Астрель».
После рождения дочки она оставила аспирантуру филологического факультета, которую уже почти окончила, и написала несколько рассказов. Один из них, «Право выбора», отобрала для журнала «Кукумбер» Дина Крупская. Это была путёвка в детскую литературу.
Произведения Юлии Кузнецовой также можно найти в журналах «Библиотека в школе», «Жёлтая гусеница», «Семья и школа», в еженедельнике «Вечерняя Москва», в «Детской роман-газете». Её повести и романы печатались в издательствах «Эксмо», «Центр Нарния», «Детская литература», «Аквилегия-М», «КомпасГид», «Речь» и других.
Творчеству писательницы свойственно тематическое и жанровое разнообразие. Юлия с одинаковым интересом и увлечением пишет как сказки для малышей, так и детективы, романы, приключенческие и психологические повести, рассказы для детей и подростков.
Автор не боится в своих книгах говорить о серьёзных и важных темах понятным современному ребёнку и подростку языком.
«Мне кажется, важно писать так, как ты сам говоришь, любишь, думаешь. То есть прежде всего – ориентироваться на свою внутреннюю речь. Вот
я как пишу, так и говорю. У меня такой же ход мыслей. Не очень длинные предложения, простым языком написанные», – так сама Юлия характеризует свой стиль.
Книги Юлии Кузнецовой с удовольствием читают и дети, и взрослые. Чтобы лучше понять личность писателя, образ её мыслей, характер, проникнуть в творческую лабораторию, узнать планы на будущее, предлагаем фрагменты интервью с писательницей.
– Юля, как началась Ваша литературная биография?
– Моя литературная биография началась с письма Дины Крупской, главного редактора детского литературного журнала «Кукумбер». В нём было вот что: «Юль, а «Право выбора» я, пожалуй, возьму». Речь идёт о рассказе, в котором мальчик размышляет о том, что такое право выбора, и этот рассказ стал моим первым произведением, которое напечатали.
– Что необходимо, чтобы быть настоящим детским писателем?
– Необходимо уметь совмещать в тексте две точки зрения: детскую и взрослую. Без детской точки зрения выйдет взрослая книга, а без взрослой – неудачная детская.
– Трудно ли писать для детей?
– В целом «писать для детей» – это то же самое, что «писать в принципе». Иногда трудно, но чаще всего мысли сами в голову лезут и просятся на бумагу.
– Кто из современных детских писателей Вам симпатичен?
– Нина Дашевская, Тамара Михеева, Анна Игнатова, Дарья Вильке, Наталья Волкова, Дина Сабитова, Екатерина Мурашова, Марина Аромштам, Анастасия Орлова, Аделия Амраева… Много!
– Юлия, Вы известны как автор, который умеет говорить с подростками на «трудные» темы. Что здесь важно, на Ваш взгляд?
– Мне кажется, что и с детьми, и с подростками надо всегда говорить как можно честнее, как можно искреннее. Конечно, у каждого возраста есть свои границы восприятия, и, безусловно, их нужно учитывать. То есть говорить правду, но при этом беречь чувства ребенка и думать о том, что какие-то вещи могут настолько поразить его, что нанесут травму. Я думаю, что родители должны лучше знать своих детей и чувствовать, что ребёнок готов пережить, а что – нет. Но, повторюсь, всегда нужно быть честным.
– В Вашей книге «Где папа?» главная героиня Лиза и её папа очень любят роман «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн,
цитируют его. Вы подарили герою свои собственные любимые книги или, когда Вы пишете, Вы пытаетесь представить, какую именно книгу может любить этот конкретный герой?
– Многие люди с удивлением спрашивают меня: «Откуда ты знаешь, как мог думать такой человек, как Лиза? Ты же совсем на неё не похожа! У тебя всё легко получается, всё так легко тебе даётся». На самом деле в Лизе очень много моих черт. Конечно, я не списывала Лизу точно с себя – в моих книгах нет ни одного такого персонажа, – но в ней многое от меня. У Лизы глубокие отношения с отцом. И у меня тоже удивительные отношения с моим папой. Что-то из своих отношений с близкими я перенесла в книгу. И моя любимая книга, «Дорога уходит в даль», тоже досталась Лизе.
– Когда Вы придумываете персонажей, смотрите ли Вы на них со стороны или у Вас возникает «материнское» отношение к героям, Вы переживаете за них?
– Моё отношение к персонажам похоже на отношение скульптора к будущей статуе. Я как будто беру глину и начинаю лепить из неё кого-то. Когда персонаж приобретает определенные черты и начинает жить своей жизнью внутри сюжета, моё отношение к нему, безусловно, меняется. И конечно,
я начинаю за него переживать. Это очень напоминает отношение к ребёнку: по мере того как ребёнок растёт, меняются твои отношения с ним. Так и с персонажами.
– Сколько времени нужно, чтобы по-настоящему «узнать» своих персонажей?
– Столько, сколько пишется книга. Персонажу по мере развития сюжета приходится преодолевать разные испытания. И хотя эти испытания создает автор, персонаж и для него самого раскрывается в этих ситуациях. Истинные черты персонажа, как и живого человека, проявляются именно тогда, когда ему трудно.
– То есть Вы придумываете, как проверить героя на прочность?
– Чаще всего проблемы и трудности, с которыми сталкиваются мои персонажи, отражают проблемы моей собственной жизни. Им на долю выпадает то же самое, через что пришлось пройти мне или моим близким. В моих книгах очень сильна автобиографическая составляющая. Но, конечно, в книгу материал переходит в трансформированном виде.
– Папа Лизы – детский писатель. Он считает, что детские книги должны заканчиваться хорошо, потому что в детстве ребёнку нужно сделать
прививку доброты. Неизвестно, сработает ли эта прививка, но сделать её надо. Вы тоже так считаете?
– Мне кажется, что в детской книге обязательно должен быть если не хороший конец, то хотя бы надежда на хороший конец. Это очень важно – дать читателю знать, что даже в самой отчаянной ситуации нельзя терять надежду на лучшее. Очень часто тот, кто может помочь, находится рядом. Это друзья, близкие, члены твоей семьи… Все мои книги об этом – о семье, о друзьях и близких, о том, как они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Мне это кажется невероятно важным. Своим собственным детям я очень много читаю и знаю, как важно для них это ощущение – открыть последнюю страницу и обрести надежду, что всё будет хорошо.
– Среди писателей часто ведётся спор, что важнее: герой или сюжет? Каков Ваш выбор?
– Для меня всегда был и остаётся самым важным герой. Он должен прийти ко мне утром или глубокой ночью и рассказать свою историю. А мне важно не проспать это мгновение. Очень часто герои приходят на прогулке или когда я набираю ванну. Тут важно незамедлительно вытереть руки, найти блокнот и записать всё, что пришло в голову. Мне нравится и затейница Таша из «Выдуманного Жучка», и
неуверенная в себе Лиза из «Где папа?», и выдумщица Алёна из «Помощницы ангела». Мне нравятся все герои-вредины из «Сказок про вредин», ведь каждый из них что-то осознал, чему-то научился. Я в восторге от сильной и доброй бабушки Жени из «Дома П», которая справляется с неприятностями одним махом или одной улыбкой. Меня трогают даже овечка Шоколадное Копытце и козочка Упрямые Рожки, хотя эти истории не были изданы, я написала их для старшей дочери в попытках привить любовь к чтению. И я очень уважаю Иру из моего «книжного сериала» «Рецепт любви», которая на протяжении всей книги преодолевала неуверенность и шла навстречу своей мечте. А в голове уже толпятся новые герои и требуют: «Напиши, напиши и про нас!» Я вижу восьмилетнюю девочку, которая поехала с родителями на Восток, куда папу послали в командировку, и столкнулась с воровством. Она пытается понять, где проходит граница между своим и чужим, почему что-то брать можно, а что-то – нельзя? Я не знаю пока, как зовут эту девочку, но я хочу о ней написать. Я вижу другую героиню, она старше, ей лет десять. Её мама работает волонтёром в интернате для людей с отставанием в развитии. Всякий раз, когда девочка слушает восторженные рассказы мамы о том, как ребята из её группы воспринимают японские сказки и лепят из пластилина драконов, ей тоже хочет стать волонтёром. Просто ли
это? Получится ли у этой девочки помогать людям? Я ещё не знаю, но мне хочется об этом написать.
– О чём Вам хочется написать ещё?
– Мечтаю написать что-то простое и одновременно философское. То, что легко читается, но при этом будет поэтичным. Что-то, что увлечёт и взрослого, и ребёнка, что-то сказочное, но отражающее реальность. И пусть в этой книге будут и приключения, и неожиданные повороты в сюжете, и тайные разоблачения, и сюрпризы. А главное, пусть в ней будут герои, которых хотелось бы любить всем сердцем. (18) (17)
О произведениях Юлии Кузнецовой
Кузнецова, Юлия. Выдуманный Жучок : рассказы о больничной жизни / Ю. Кузнецова. – Москва : Центр «Нарния», 2011. – 151 с. : ил. – (Наш ковчег. Детям и подросткам).
В повести «Выдуманный Жучок» Юлией Кузнецовой поднята одна из проблем сегодняшнего мира, которая, к сожалению, становится всё более глубокой в реальной действительности, – писательница говорит о больных детях, много времени проводящих в больнице.
«У меня нет шунта, как у главной героини этой книги. У меня нет и рака, как у других героев. Но я очень долго лежала в детской больнице. И вокруг меня происходили истории. Они были разными: и будничными, и невероятными, почти волшебными. Сейчас, когда больница «вышла» из меня и я могу посмотреть на эти истории со стороны, я понимаю – рассказать об их героях необходимо. Я изменила
имена, но суть рассказов о детях в больнице осталась такой, какой была. Эти дети живут, борются, выживают, взрослеют. Больничная жизнь делает их сильнее. Кажется, что они слабы, поскольку целыми днями лежат под капельницами без свежего воздуха и витаминов и смотрят на светло-зелёные стены. Но больничная жизнь закалила их. И я верю, что, когда они выйдут, все жизненные трудности покажутся им пустяками». 1
Тринадцатилетняя героиня повести Таша рассказывает и о своей врождённой болезни, из-за которой раз в три-четыре года она ложится в нейрохирургию – на новое шунтирование головного мозга, и о ребятах в больнице – выживших и умерших, и о том, как придумала себе «больничного друга» в утешение – Выдуманного Жучка: «… я никому не завидую и никому не хочу рассказывать свой секрет. Я такой родилась и такой буду всю жизнь. Зато благодаря шунту я живу нормальной жизнью. Я занимаюсь спортом, хожу в кино, и никто не знает, что, не будь волшебного проводка, я бы не выжила. Многим тяжелее. Например, у некоторых ребят, которые лежат со мной в нейрохирургии, рак. Они могут не выжить. А теми, кто борется и не сдаётся, я восхищаюсь. Потому что не знаю, справилась бы я сама или нет, не будь у меня маленького помощника, которого я выдумала себе в марте прошлого года,
1 От автора // Кузнецова Ю. Н. Выдуманный Жучок. – М., 2011. – С. 6.
когда мы в очередной раз приехали с мамой в больницу менять шунт. Я назвала его Выдуманный Жучок».2
И Таша, и Аня, и другие маленькие обитатели больницы не унывают – иначе к ним придёт Жучок Отчаяния. С этим насекомым шутки плохи: единожды повстречав, долго не прогонишь. Лучшая защита от его прихода – капелька озорства и желание встряхнуть скучный быт: разрисовать ли просветительский плакат, прилепить ли на потолок чайный пакетик, устроить ли посиделки с абрикосовой пастилой – неважно. Важно не отказывать себе в маленьких, но всё же удовольствиях, и жить так, будто сюда, в нейрохирургию, ты попал случайно и ненадолго.
«Я очень горжусь своими героями, которых судьба занесла в больницу. Им приходится проявлять столько мужества, чтобы справиться со своими страхами, с капризами, с болями. Они всегда готовы прийти на помощь друг другу, поддержать, утешить. Именно поэтому я считаю, что это книга – не о больнице. Она о настоящей дружбе».3
2 Кузнецова Ю. Н. Выдуманный Жучок. – М., 2011. – С. 10.
3 Кузнецова Ю. Давайте дружить // Путеводная звезда. Школьное чтение. – 2014. – № 1. – [2-я с. обл.].
Кузнецова, Юлия. Помощница ангела / Ю. Кузнецова. – Москва : Центр «Нарния», 2013. – 224 с. : ил. – (Мир для всех: там, где мы живём).
Тема летних каникул традиционно освещается в детско-подростковой литературе уже более 100 лет, и за эти годы мало что изменилось в её освещении, разве что реалии: например, в повести Юлии Кузнецовой действие происходит в наши дни, первое десятилетие XXI века. Основной же проблемой таких книг, как правило, является проблема нравственного становления ребёнка в сложном мире взрослых.
Практически все сюжеты повестей автора взяты из реальной жизни, о чём она обычно пишет либо в предисловии – «От автора», либо в аннотации к книге.
«Каждое лето я провожу в небольшом селе Аксиньино, под Звенигородом. Однажды я услышала историю о девочке из соседней деревни, которая пыталась навещать бабушку-соседку. Казалось бы, что тут такого? Однако на девочку ополчились все: и
родители, которые считали, что она напрасно теряет время, и друзья, которые не видели смысла в том, чтобы ходить в гости к чужому пожилому человеку. Девочка взбунтовалась, но родители настояли на своём: она не должна тратить время на то, без чего, по их мнению, можно легко обойтись. Через некоторое время пожилая соседка умерла. Меня потрясла эта история. Она жила во мне долго, и потихоньку ко мне по ночам стали приходить герои: Алёна, Лидия Матвеевна, Вик и, конечно, Ангелина. Так и возникла эта книжка – о тех, кому нужна помощь, о том, зачем и как её предлагать, и почему это так важно для нас самих – помогать друг другу».4
Алёна – дочь обеспеченных родителей, учится в элитной школе. Её огорчает, что гибнут леса, браконьеры уничтожают бельков – детёнышей тюленей, где-то живут нищие и голодные дети. Она мечтает реально кому-нибудь помочь. Волею судьбы Алёна знакомится с соседкой Лидией Матвеевной – пожилой женщиной, которая передвигается на инвалидной коляске. Девочка стала ходить к ней каждый день, читать ей вслух, рисовать и разговаривать о жизни. Но её друзья и родители возражают против такой дружбы. Никто не понимает, зачем это нужно Алёне. Повесть «Помощница ангела» – о помощи, о непонимании даже самых близких людей.
4 От автора // Кузнецова Ю. Помощница ангела. – М., 2013.
Кузнецова, Юлия. Сказки про вредин / Ю. Кузнецова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 40 с. : ил. – (Сказки для детей).
В своей книге для детей младшего возраста автор пробует себя в роли сказочницы. Сборник «Сказки про вредин» с замечательными иллюстрациями Виктории Кирдий развивает традиции воспитательной, художественной литературы для детей, литературы, которая моделирует в сюжетах произведений различные проблемные ситуации, связанные с жизнью ребёнка, объясняет их и предлагает возможные пути решения.
«Писательница грамотно с точки зрения возрастных особенностей читательского восприятия малышей выстраивает содержание рассказов: сюжет каждого из них основан на одной проблеме, с которой сталкиваются едва ли не каждый родитель и ребёнок. Так, например, автор размышляет, что делать, когда дети вредничают («Сказка про вредную ящерку»), ревнуют маму к младшему брату или сестре («Сказка
про зайчат, которые забрались маме в сердце», «Сказка по ёжика Ульку и младшего братца»), дерутся («Сказка про ежа-драчуна», «Сказка про воронёнка, который хотел кого-нибудь клюнуть»), боятся спать в одиночку («Сказка про злую волшебницу...»), ленятся (истории про мышонка и бобрёнка), не говорят вежливых слов, как сорока, которая никому не говорила "пожалуйста"». (6)
Сказки в книге добрые, поучительные и смешные. В них затронуты реальные проблемы, но это всё изложено такими словами, что не вызывает отторжения у детей. Из этой книжки есть что почерпнуть и взрослым, и детям.
Кузнецова, Юлия. Где папа? / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 298 с.
Книга написана от лица тринадцатилетней Лизы. Закрытая, порой неприветливая, она считает себя некрасивой. За молчаливость и замкнутость одноклассники прозвали её Немая. Доверительные отношения у девочки только с папой, которому можно рассказать всё. Папа – тот
человек, который всегда и советом поможет, и утешит, и развеселит. Она очень любит своего доброго и весёлого папу. Этой любви Лизе вполне хватало. И хватило бы надолго.
Но однажды папа домой не приходит. Лиза узнаёт, что её обожаемый папа осуждён и посажен в тюрьму по экономической статье по сфабрикованному делу. Мир Лизы рушится, начинается другая жизнь. Теперь ей придётся учиться выживать без его опоры и поддержки. Этот путь даётся девочке очень тяжело. Она переживает ужасный стресс не только из-за тяжёлых вестей, но и от того, что потеряла единственную родственную душу.
Медленно, шаг за шагом, девочка взрослеет, становится совершенно другим человеком, более чутким к окружающим, более терпеливым, более твёрдым. Оказалось, Лиза – сильная, решительная и отважная.
Книга не столько о горе и потере, сколько о том, что в любой ситуации, какой бы трагичной она ни казалась, можно найти выход. Никогда нельзя опускать руки, нельзя поддаваться гневу и отчаянию. Нужно только справиться со своими эмоциями и найти силы, чтобы вместе с самыми близкими людьми преодолеть все трудности.
Ольга Романова, учредитель благотворительного фонда помощи осуждённым и их семьям «Русь Сидящая», в предисловии к книге написала:
«Никто и никогда не писал ещё такой книги. Нам всем кажется, что суд и тюрьма – это дело взрослых. Дети не считаются, дети – они такие сидят себе где-то в уголке, пока взрослые занимаются Действительно Важными Проблемами. Взрослым кажется, что суд и тюрьма – это они, важные проблемы.
А самые важные по-прежнему дети. Сколько бы им ни было – пять или пятнадцать – они самые главные. Они по-своему переживают свалившуюся беду, по-своему взрослеют, несут свои новые знания и переживания – кому? Ведь самым близким взрослым сейчас не до них, когда в семью пришла Большая Проблема.
Прочитайте эту пронзительную книгу. Положите её аккуратно на столик своему ребенку – сколько бы ему ни было, пусть эта книга будет его оберегом. Вы же не знаете, что может случиться в жизни. Никто не планирует садиться в тюрьму, но случается так, как произошло с папой героини этой книги. Простым хорошим папой, любящим и любимым. Оглянитесь вокруг – и, уверяю вас, если вы будете достаточно внимательны и тактичны, вы обнаружите, например, одноклассника своего ребёнка, у которого случилась такая же Большая Проблема.
Берегите себя. Берегите детей. И твёрдо знайте: тюрьма – далеко не самое страшное испытание, которое может случиться в жизни. Она делает сильнее сильных, она делает настоящие чувства ярче и стирает наносное и случайное. Это же важно – вовремя разобраться, что в твоей жизни наносное, а что настоящее. Именно про это книга, которую вы держите сейчас в руках. Про счастье, которое ты обретаешь в самых сложных обстоятельствах. А значит – ценишь и хранишь».5
Кузнецова, Юлия. Дом П / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 193 с. : ил.
В своей повести автор снова поднимает актуальные на сегодняшний день проблемы. Первая – и самая главная – отношение общества к старикам.
Глава семьи отправил свою мать в «Дом П», как он его называет, то есть в дом престарелых. Что-то всё-таки смущает отца семейства, поэтому он и не называет место заточения бабушки домом престарелых, а выдаёт свою версию событий, о которой и рассказывает его младшая дочь
5 Предисловие // Кузнецова Ю. Где папа? – М., 2016.
– Тина: якобы папа Серёжа однажды встретил одноклассника, который работает директором пансиона для стариков, и тот предложил устроить в этот пансион мать друга детства, которую хорошо знал, чтобы она там отдохнула от забот.
Автор книги учитывает свою целевую аудиторию – детей младшего школьного и младшего подросткового возраста, поэтому в книге, несмотря на такой печальный сюжет, очень много юмора, комических ситуаций.
«Бабушка Женя была очень скромной и тихой бабушкой и больше всего на свете боялась огорчить сына, то есть папу девочек, невестку, то есть маму Вики и Тины, и любимых внучек.
Чтобы их не расстраивать, она не говорит им, что вообще-то не смотрит сериалы (да и как их можно смотреть, такие страшные?), а занимается боксом.
В комнате у бабушки Жени была настоящая синяя боксёрская груша, которую она прятала за шторой, и большие красные боксёрские перчатки (их она убирала под кровать). Вечерами вся семья сидела в Интернете, и никто не удивлялся, что из бабушкиной комнаты неслись такие звуки: «Бум! Бум! Бах! Бабах! Бряк!» «Бряк – это если бабушка Женя била очень сильно и груша падала на пол.
Никто этих звуков не слышал, и бабушка Женя была довольна, что не мешает домашним отдыхать после работы и школы».6
Оказавшись в доме престарелых, деятельная бабушка Женя, конечно, сначала жутко расстроилась:
«Села она на кровать. Взяла подушку в руки и… Вдруг уткнулась в неё лицом и заплакала. Горько, громко, навзрыд.
Ей было плохо. Ей было горько. И особенно расстроил её визит врача Саши. Если бы все в санатории были злыднями, она бы принялась с ними воевать. А когда тебе кто-то добро и грустно улыбается и просит немного потерпеть, себя становится жалко… Что хочется плакать.
А ещё хочется плакать от несправедливости. Не хотела она в этот санаторий… А её запихнули».7
Из тоски по дому и внучкам её вывела соседка по палате по прозвищу Унылая Лида, которая как приехала в Дом П, так и «заболела всеми болезнями сразу». Естественно, бабушка Женя установила опеку над ней: она заставила её подняться с кровати, привести себя в порядок, «поиграть» и пообщаться. С лёгкой руки Евгении Петровны бабушка Лида встретила в Доме П свою последнюю любовь.
6 Кузнецова Ю. Дом П. – М., 2014. – С. 3.
7 Кузнецова Ю. Дом П. – М., 2014. – С. 65.
Вторая проблема более глубокая – смысл жизни пожилого человека. Для обеих бабушек, оказавшихся в Доме П, этот смысл жизни заключался в бескорыстном служении ближним и помощи им. Работа по дому, походы по магазинам, воспитание внуков; другие какие-то текущие дела и проблемы были не в тягость, а в радость, они давали ощущение полноты жизни. Человек не может жить один – он должен быть кому-то нужным.
Одновременно серьёзная и смешная, детская и взрослая – эта книга о взаимоотношениях разных поколений. Она заставляет думать и сопереживать.
Кузнецова, Юлия. Фонарик Лилька : повесть / Ю. Кузнецова. – Москва : Детская литература, 2014. – 217 с. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).
«Повесть рассказывает о дружбе двух девочек – 19-летней Гали и 11-летней Лильки. Галя недавно окончила школу и после курсов бариста (специалист по приготовлению кофе) приехала «покорять Москву».
Однажды на её голову «сваливается» неугомонная Лилька. У девочки благополучная семья, заботливые родители, но, стараясь оградить дочь от потенциальных опасностей, они во всем её контролируют. Это вызывает у Лильки желание убежать из дома, соврать, чтобы её оставили в покое. Начав общаться, девочки становятся необходимы друг другу. Благодаря Гале Лильке удаётся преодолеть свои страхи. Она ищет контакта с родителями, становится увереннее в себе, даже находит силы спасти подругу в, казалось бы, безвыходной ситуации. А Галя пересматривает своё отношение к окружающим, становится внимательнее к другим, мудрее».8
В повести затронуты многие подростковые проблемы: отношения девочек друг с другом, с противоположным полом, с родителями, а также отношения с окружающим, порой неприветливым, миром. Автор ничего не придумывает, она прекрасно знает психологию подростков и современную действительность. Поэтому и получилась жизненная повесть.
Издательство «КомпасГид» завершило трилогию книги Юлии Кузнецовой «Первая работа»: почти два года из жизни главной героини, Маши Молочниковой, теперь описаны на бумаге. Маша определённо из тех персонажей, с которыми можно было бы бок о бок
8 [Аннотация к книге] // Кузнецова Ю. Фонарик Лилька : повесть. – М., 2014.
прожить и дольше, но вот беда: она окончила школу, а трилогия всё-таки для старшеклассников.
Кузнецова, Юлия. Первая работа : книга 1 / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 256 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. Первая работа. Испания / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2017. – 264 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. Первая работа. Возвращение / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2018. – 352 с. : ил.
«Главная героиня – десятиклассница Маша, единственный ребёнок в семье с весьма средним достатком. Милая, добрая девочка, хорошо учится, дополнительно занимается испанским. Есть у неё,
конечно, и определенные проблемы. И с учителями, и с родителями. Но у кого их нет? И вот перед нею замаячила перспектива поехать на каникулы в Испанию. Жить там три недели и учиться в испанском колледже! Кому же не захочется?! Но у родителей нет денег на эту поездку. И мама предлагает Маше самой их заработать. Обучая испанскому языку маленькую избалованную девочку Дану.
Первый урок с Даной оказался провальным. Наглая «принцесса» всё занятие просидела под кроватью. Маша решила, что она не виновата, и деньги за него взяла. Но, получив разнос от мамы, поняла, что «халява» в таком вопросе неприемлема. Нельзя получать деньги ни за что. Их надо отрабатывать. И Маша начинает искать разные подходы к своей непростой ученице. Ей удаётся заинтересовать девочку и, играя, вложить в неё очень много.
Гораздо лучше начинает Маша понимать своих учителей, когда сама оказывается по их сторону баррикады. По-другому складываются и отношения с родителями, со многими одноклассниками.
Всё-таки Маша набрала денег на поездку и поехала в Испанию. Вторая книга получилась удивительно солнечной, переполненной запахами летней Барселоны, шумом моря, синевой неба… испанской речью!
Маша оказывается в Испании в не самой, с её точки зрения, лучшей компании. Ещё одна избалованная дамочка навязалась на её шею: гламурная Марина, приехавшая не язык учить, а с парнями флиртовать. Много проблем и неожиданностей предстоит увидеть Маше. В том числе получить первое в жизни предложение руки и сердца! Но прежде всего почувствовать этот город так, будто он живое, мыслящее существо. А ещё – найти новых друзей, понять и простить взбалмошную Марину, а главное – научиться без усилий понимать испанскую речь и даже думать на этом языке!
Третья книга – «Возвращение» – самая большая по объёму. Здесь уже Маша – ученица 11 класса со всеми вытекающими: подготовкой к ЕГЭ, выбором вуза, дальнейшим поиском себя.
По возвращении Машу ждёт несколько неожиданностей. И главной из них становится беременность мамы! Для Маши это становится очень даже неприятным моментом, на почве чего портятся отношения с отцом. Есть достаточно много книг о рождении второго ребёнка в семье, когда первый ещё не слишком велик. А вот когда старшая дочь уже практически взрослый человек... Мне приходит в голову только повесть «Вам и не снилось». Но там акценты несколько другие и тема младшего брата проходит немножко вскользь. А здесь – по полной
программе: и трудная беременность (ещё бы, мама-то уже не девочка!), и ночные вопли новорождённого, и постоянный недосып из-за этого, и нервирующая мамина гиперопека новорождённого и самой Маши.
Хорошая, добрая, позитивная подростковая книга. И о школе, и о семье, и о взрослении. Без перегибов. Просто про жизнь».
Произведения Юлии Кузнецовой
Кузнецова, Юлия. Большая книга приключений и загадок / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2014. – 320 с. – (Большая книга приключений).
Кузнецова, Юлия. Выдуманный Жучок : рассказы о больничной жизни / Ю. Кузнецова. – Москва : Центр «Нарния», 2011. – 151 с. : ил. – (Наш ковчег : детям и подросткам).
Кузнецова, Юлия. Где папа? / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 298 с.
Кузнецова, Юлия. Дом П : [повесть] / Ю. Кузнецова ; худож. О. Громова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 193 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. Зимняя книга приключений : [повести] / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2011. – 352 с. – (Большая книга приключений).
Кузнецова, Юлия. На что похожа любовь? : [повесть] / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2013. – 187 с. – (Только для девчонок).
Кузнецова, Юлия. Охотники на похитителей / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2012. – 160 с. – (Чёрный котёнок).
Кузнецова, Юлия. Письмо от жёлтой канарейки : повесть / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2012. – 254 с. – (Чёрный котёнок).
Кузнецова, Юлия. Подружки : [юмористические рассказы] / Ю. Кузнецова. – Москва : Аквилегия-М, 2014. – 288 с. : ил. – (Школьные прикольные истории).
Кузнецова, Юлия. Первая работа : книга I / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2016. – 256 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. Первая работа. Испания / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2017. – 264 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. Первая работа. Возвращение / Ю. Кузнецова. – Москва : КомпасГид, 2018. – 264 с. : ил.
Кузнецова, Юлия. 50 забавных английских рассказов для тебя и твоих друзей / Ю. Кузнецова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 128 с.
Кузнецова, Юлия. 50 полезных диалогов на английском языке для тебя и твоих друзей / Ю. Кузнецова. – Москва : АСТ : Астрель, 2013. – 128 с.
Кузнецова, Юлия. Рецепт любви / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2014. – 256 с. – (Рецепты первой любви. Романы для девочек).
Кузнецова, Юлия. Рецепт надежды / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2014. – 200 с. – (Рецепты первой любви. Романы для девочек).
Кузнецова, Юлия. Рецепт счастья / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2013. – 120 с. – (Только для девчонок).
Кузнецова, Юлия. Сказки про вредин : [для чтения взрослыми детям] / Ю. Кузнецова ; худож. В. Кирдий. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 40 с. : ил. – (Сказки для детей).
Кузнецова, Юлия. Снежинки счастья / Ю. Кузнецова. – Москва : ЭКСМО, 2016. – 192 с. – (Только для девчонок).
Кузнецова, Юлия. Фонарик Лилька : повесть / Ю. Кузнецова. – Москва : Детская литература, 2014. – 217 с. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).
Литература о творчестве
1. Артёмова, Серафима. Приносить радость другим – вот что здорово! / С. Артёмова // Костёр. – 2014. – № 11/12. – С. 18. – (У костра).
2. Богатырёва, Наталья. «Я так тебя люблю...» : [о книге Юлии Кузнецовой «Дом П» ] / Н. Богатырёва // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2015. – № 2. – С. 37. – (Читаем без родителей).
3. Богатырёва, Наталья. Уча, учусь : [о книге Юлии Кузнецовой «Первая работа» ] / Н. Богатырёва // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2016. – № 8/9. – С. 37. – (Читаем без родителей).
4. Богатырёва, Наталья. Острова в океане : [о книге Юлии Кузнецовой «Первая работа. Испания»] / Н. Богатырёва // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2017. – № 10. – С. 39. – (Читаем без родителей).
5. Богатырёва, Наталья. Когда любовь сильнее разлуки : [о книге Юлии Кузнецовой «Где папа?»] / Н. Богатырёва // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2017. – № 2. – С. 35. – (Читаем без родителей).
6. Давыдова, А. Практическое пособие по доброте для детей и родителей : [о книге Ю. Кузнецовой «Сказки про вредин] / А. Давыдова // Вестник детской литературы. – 2015. – № 9. – С. 57-60.
7. Кириллова, Александра. Всем спасибо! / А. Кириллова // Библиотека в школе. – 2009. – № 17. – С. 22-23. – (Остров сокровищ: записки о дет. лит.; вып. 9).
8. Коротко об авторе. Юлия Кузнецова // Путеводная звезда. – 2014. – № 1. – С. 2.
9. Кузнецова, Юлия. «Я стараюсь быть честной со своим читателем» : интервью с писательницей / Ю. Кузнецова ; беседовала Татьяна Беринг // Уроки литературы. – 2018. – № 3. – С. 4-6. – (Уча, учусь).
10. Кутейникова, Наталья. Современная отечественная проза для детей и подростков в контексте школьного обучения : знакомство с творчеством Юлии Кузнецовой / Н. Кутейникова // Уроки литературы. – 2018. – № 3. – С. 6-13. – (Уча, учусь).
11. Мяэотс, Ольга. Смотрите, кто идёт! / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2012. – № 7. – С. 30, 35-37. – (Остров сокровищ : записки о дет. лит. ; вып. 7).
12. Названы герои «Книгуру-2013» // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2013. – № 6. – С. 6. – (Премии).
13. Порядина, Мария. Обозначить на карте / М. Порядина // Читаем вместе : навигатор в мире книг. – 2013. – № 6. – С. 34. – (Читаем без родителей).
14. Ремез, Анна. Здравствуйте, это мы! : Тамара Михеева, Ирина Павлова, Юлия Кузнецова, Ася Петрова / А. Ремез // Библиотека в школе. – 2012. – № 6. – С. 26-29. – (Остров сокровищ : записки о дет. лит. ; вып. 6).
15. Рудишина Татьяна. Удивили и порадовали, расстроили и потрясли : конкурс «Вдумчивый читатель» / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2013. – № 3. – С. 27-29. – (Остров сокровищ : записки о дет. лит. ; вып. 3).
Интернет-ресурсы
16. [Интервью с писательницей Юлией Кузнецовой] / беседовала Наталья Савушкина // http://bibliogid.ru/ pisateli/literaturnyj-salon/2162-yuliya-kuznetsova-dom-p
17. «В детской книге обязательно должна быть надежда на хороший конец» : [интервью с писательницей Ю. Кузнецовой] / беседовала М. Тимофеева // https://www.papmambook.ru/articles/2656/.
18. Кузнецова Ю. Книга остаётся книгой даже в царствование Интернета : [интервью с писательницей Юлией Кузнецовой] / беседовала Елена Серебрякова // http://writeread. ru/interviews/2499.
19. «Первая работа» – трилогия Юлии Кузнецовой // https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3256105.
Юлия Кузнецова : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2018. – 20 с. – (Современные детские писатели).