Евгения Сергеевна Овчинникова родилась в 1983 году в Кокшетау (Казахстан). С раннего детства очень много читала, любила писать сочинения по литературе, но мечтала стать не писателем – детским хирургом. Однако в силу разных причин поступила на экономический факультет Дальневосточного государственного технического университета. Жила и училась во Владивостоке, затем вместе с мужем совершила невероятное путешествие автостопом через всю Россию. Остановились в Санкт-Петербурге, где и живут до сих пор.
Евгения Сергеевна работает в собственной ИТ-компании, и работа эта никак не связана с книгами и писательством. Однажды «просто для себя» жадная до новых впечатлений молодая женщина решила поучиться в литературной мастерской Андрея Аствацатурова и Дмитрия Орехова. Учёба нравилась, неудивительно, что в один прекрасный день Евгения поняла: она очень хочет написать что-то. Как известно, писать надо только о том, что хорошо знаешь, и она стала думать. Евгения любила вспоминать своё детство, которое пришлось на девяностые годы прошлого века, вот и решила искать вдохновение там. В итоге через несколько часов упорного труда появился рассказ о девочках-подростках, которые пошли смотреть кино в видеосалон. За несколько месяцев были написаны
ещё рассказы. Каждый из них вырастал из яркой детали, характеризующей то удивительное и непростое время. Например, в одном из рассказов девочки-подружки часто ходят в местный театр потому, что маме одной из них выдают часть зарплаты билетами.
Весь написанный материал сложился в сборник рассказов. Евгения рискнула послать своё первое произведение на конкурс «Книгуру». Совершенно неожиданно экспертный совет Всероссийского конкурса на лучшее произведение для подростков отобрал сборник Овчинниковой в короткий список. Она не стала призёром, однако благодаря конкурсу познакомилась с издателями, которые заинтересовались рассказами и предложили напечатать сборник под названием «Мортал комбат и другие 90-е». Рассказы получили хорошие отзывы критиков и читателей.
Евгения не думала, что пишет для подростков, она ориентировалась на все возрасты, пыталась создать «лёгкий» текст, понятный всем. Но после участия в «Книгуру» из-под пера молодого автора одна за другой появились части трилогии, главная героиня которой – девочка-подросток. Первая и вторая части, как и «Мортал комбат…», стали финалистами «Книгуру» и уже напечатаны в издательстве «КомпасГид». Евгения Сергеевна Овчинникова –
успешная бизнес-леди и мама двоих детей. На «писательство» времени у неё не так уж много, поэтому работа всегда идёт очень интенсивно.
Евгения Овчинникова. Моё книжное детство
Читать мне начали рано, до года. Не знаю, повлияло ли раннее чтение на мою любовь к книгам, но они окружали меня всегда, сколько себя помню. Стопка книг на столе в кухне, на подоконнике, на письменном столе, парочка под подушкой и ещё несколько на балконе, чтобы всегда были под рукой. И обязательно в прихожей, когда утром ждёшь подруг, чтобы вместе идти в школу.
Читала мне сначала мама, потом двоюродные сестры. Особенно много мама, до хрипоты. Но двоюродные сестры оказались изобретательнее. Чтобы я отстала, они научили меня читать самостоятельно. Года в четыре, кажется. Ещё с полгода воевали со мной, чтобы я читала не вслух, а про себя. Я не понимала, как это – «про себя», когда в книжке написано про воробушка?
В общем, когда чтение про себя было освоено, в следующие годы мир распахнулся передо мной во всём разнообразии и великолепии. Читала я много, без всякой системы и логики. До школы – о животных, всё, что нашлось в домашней и городской библиотеках. Самыми любимыми были основанные
на реальных событиях и безумно смешные тексты Джеральда Даррелла. Первой взрослой книгой был «Собор Парижской богоматери», мне было десять лет. Он заворожил меня.
Дальше был Диккенс. Любопытно, что до сих пор могу воспроизвести наизусть куски из «Дэвида Копперфилда». О, как я рыдала, когда он голодал, и как радовалась, когда он, оборванный, плакал на лужайке у обретённой бабушки Бетси Тротвуд! Потом – Астафьев с его рассказами о детстве в Овсянке.
В подростковом возрасте полюбила Бунина и Достоевского, особенно – «Тёмные аллеи» и «Идиота».
Если говорить о самой главной, самой важной книге детства, то для меня это – «Детство Никиты». Простое повествование, вроде бы без сюжета, кристальное в своей чистоте и любви к миру. Я перечитывала его не двадцать и не тридцать, а миллионы раз. И сейчас, когда чувствую опустошение и бессилие, открываю её на любой странице, и равновесие возвращается. (2)
Автобиографическая проза Евгении Овчинниковой родом из той же литературы. Это рассказы о девочке из города Кокчетава, которая в семь лет проснулась в другой стране. Можно сказать, что со всеми гражданами СССР это произошло, но, понятно, для жителей РСФСР, ставших вдруг россиянами, это
«другая страна» звучало совсем иначе.
Из интервью
За девяностыми годами закрепился эпитет «лихие», но едва ли с таким определением согласится каждый. Какими были девяностые для Вас? Как Вы могли бы описать их одной фразой?
Одной фразой – «обычное детство в необычное время». Это взрослый взгляд на прошлое. Прошлое переосмысленное, переваренное и принятое. Девяностые пришлись на моё детство с 7 до 17 лет, и со всеми ужасами того времени пришлось справляться моим родителям. Мы же с друзьями превращали любые проблемы в развлечения. Нет света? Делаем ставки, у кого выключают больше. Одной свечой и несколькими зеркалами, поставленными под правильным углом, можно было, между прочим, нормально осветить целую комнату. У школы нет денег на уборщиц и ученики моют пол после учёбы? Очень даже весело! Лишний час, проведённый с друзьями без уроков и учителей. Мокрой грязной тряпкой можно кидаться друг в друга. Не буду говорить, как называлась эта игра, потому что написать её название не позволит № 436-ФЗ!
Как Вы думаете, что эпоха 1990-х дала нашей стране? Что отличает поколение детей 1990-х от предыдущих и последующих?
Думаю, девяностые скорее отняли, чем дали. Отняли привычный порядок (или его подобие, не знаю), принесли абсурд. Не могу твёрдо ответить на этот вопрос, потому что не помню Советского Союза. Для меня в реальности существуют только девяностые и современная Россия. Сейчас, разумеется, лучше.
Что касается различий. Дети – всегда дети, в любое время. Не думаю, что поколения, разница между которыми 20 лет, отличаются как-то кардинально. Конечно, есть какие-то приметы времени, какие были у нас и какие есть у них. Мы залипали в журнал Cool и сто раз переслушивали какого-нибудь Шуру, сейчас дети залипают в соцсетях и смотрят ролики на YouTube, хорошо, если познавательные. Мы собирались дома и болтали о чепухе, сейчас болтают в чатах. Изменились только средства. Но мир сейчас гораздо более открыт, толерантен и гуманен по сравнению с девяностыми, и я рада, что нынешние подростки и мои дети, ещё совсем маленькие, живут в эту эпоху. Интернет сильно меняет реальность, в которой живёшь. С доступом к любой информации мир становится более близким и понятным.
Вспомните, пожалуйста, историю из Вашей жизни – смешную, страшную, поучительную, трогательную, которая наиболее ярко характеризует это десятилетие.
Пожалуй, самая нелепая история, которая наиболее точно передает атмосферу девяностых с их абсурдностью, – это эпизод с аккордеоном. Он упомянут в одном рассказе сборника, но я расскажу всю правду! (Смеётся.) Папа работал гравёром. Он подписывал каллиграфически, золотом, поздравительные открытки, делал гравировку на часах, кольцах, на музыкальных инструментах и один раз даже на телевизоре. Мелкие заказы он приносил мне и деньги за них – тоже.
За один вечер я могла подписать золотом десять открыток. Делалось это так: стол застилался плотной скатертью. На неё клали открытку. Поверх неё – золотую фольгу блестящей стороной вверх. На фольгу – трафарет заглавной буквы «С», затейливой и с вензелями. У меня была только одна заглавная буква, потому что все поздравления начинались с неё: «С юбилеем!», «С днём свадьбы!», «С днём рождения!». Машинкой для выжигания с тонким пером я вырисовывала «С», а дальше золотом же выжигала поздравление. Нехитрые стихи и пожелания клиенты записывали на клочках бумаги. Иногда слов было не разобрать, и я додумывала слова сама.
Никто ни разу не пожаловался.
Так вот. Однажды я подписала открытку с 30-летним юбилеем свадьбы, и заказчик так проникся красотой золотых вензелей, что, мало того что заплатил за неё, сбегал домой, притащил и вручил папе аккордеон. От всей, так сказать, души, с большой благодарностью за проделанную работу. Папа, мягко скажем, растерялся и взял аккордеон, вечером принёс мне. Первой его мыслью было, чтобы я немедленно пошла записываться в музыкалку на отделение аккордеонов, не знаю, как правильно это назвать. Но мне было уже лет четырнадцать, и от отделения аккордеонов я отбилась.
Огромный аккордеон в чёрном футляре несколько лет стоял дома. Я научилась играть на нём «Ламбаду» и «Мой милый Августин». Растягивать эту махину было мне не по силам, поэтому аккордеон клали на диван, мама или папа растягивали меха, а я играла. Продать его не удалось, но уже после переезда мы отдали его бесплатно в музыкальную школу. Надеюсь, там этот неприкаянный товарищ пригодился кому-нибудь из учеников! (3)
О книгах Евгении Овчинниковой
Овчинникова, Евгения. Мортал комбат и другие 90-е / Е. Овчинникова. – Москва : КомпасГид, 2018. – 144 с
Всегда приятно поностальгировать по славному радужному детству, даже если оно у вас, как и у автора этой книги, пришлось на полуголодные девяностые. Но детство всё равно остаётся детством, трудности легко превращаются в приключения, странная жизнь на развалинах империи полна новых неожиданных возможностей: тазы с вёдрами можно поменять на билеты в местный театр, а там, на сцене, – первая любовь, на свечках можно жечь, плавить и жарить всё что угодно, и, даже если по единственному оставшемуся русскому телеканалу не посмотреть «Мортал Комбат», потому что снова свет отключили, скоро в доме появится видеомагнитофон, и тогда – обсмотрись, опять же, когда свет есть…
Взрослый намётанный глаз, конечно, сразу выхватит из этого потока детских воспоминаний
печальные истории молодого, но уже спивающегося от безнадёги актёра и бездомного художника Виктора Андреевича и волну переселений из Казахстана – немцы едут в Германию, русские – в Россию, те, в ком есть хоть капля еврейской крови, – в Израиль. И уж тем более горькой иронией отзывается сюжет с дачей, которую папа Жени упорно пытается превратить в загородный дом, в «шедевр», на фоне этих бесконечных отъездов, когда и так ясно, что всю семью ожидает судьба вынужденных переселенцев, и дача эта будет или продана за копейки, или вообще брошена.
Наверное, если бы не преображающий всё детский оптимизм, вполне получилось бы ещё одно хмурое повествование о распаде СССР. Рассказы, напоминающие то весёлые байки, то мудрые притчи, балансируют между литературой взрослой и подростковой.
Подростковая ирония именно такая – кажущиеся не решаемыми (и оттого – трагическими) взрослые проблемы в её зеркале всегда оказываются смешными. Вот как тот же проклятый национальный вопрос. Если два мальчишки – русский и казах – подрались из-за девочки-ингушки, красавицы Хавы, это национальный вопрос или нет? Так что желание обособиться от взрослых со всеми их «косяками», начиная с Горбачёва и заканчивая родителями, это
ещё и спасение от трагического мироощущения и его опасностей. К сожалению, только от чужого трагического мироощущения – не своего. И всё-таки последняя фраза последнего из рассказов – абсолютно точная формула юности, приходящей на смену детству: «Мне было четырнадцать лет, и я была уже отдельно». Это не значит, что Женя не любит папу и маму. Юность снисходительна. Детство великодушно. Семилетняя Женя любила и Михаила Сергеевича Горбачёва. Просто за то, что его все ругали. (4)
Овчинникова, Евгения. Иди и возвращайся / Е. Овчинникова. – Москва : КомпасГид, 2018. – 80 с.
«Иди и возвращайся» – первая книга трилогии, которую Евгения Овчинникова начинает с захватывающего детективного сюжета.
«"когда прочитаешь удали это сообщение". С маленькой буквы, без
знаков препинания. Мама?! Но как это возможно? Мама три года назад исчезла без следа, и ни папа, ни полиция не нашли зацепок… И если это в самом деле она, то почему даёт о себе знать только теперь, когда Нина уже приучилась жить с этой пустотой внутри?»
Загадочное сообщение побуждает её начать собственное расследование, чтобы наконец выяснить, что скрывают от неё отец, следователь и бывшие коллеги мамы, и разгадать тайну маминого исчезновения.
«Так получилось, что эту книгу я брала в самолёт, ни на что особо не рассчитывая. Думала, так, лёгкое чтиво на один раз. Каково же оказалось моё удивление, когда я не могла оторваться от неё все три часа пути».
«Потрясающие виды Питера, остросюжетный детектив, колоритные персонажи и добрый юмор – так можно кратко описать "Иди и возвращайся". Редко где можно встретить всё и сразу. Затягивает моментально и не отпускает до самой последней страницы».
«В детстве я очень любила детективную серию "Чёрный котёнок". Каково же было моё удивление, когда уже в зрелом возрасте я случайно наткнулась на книгу "Иди и возвращайся" и словила то самое
ощущение!» (1)
Овчинникова, Евгения. Магия Зеро / Е. Овчинникова. – Москва : КомпасГид, 2018. – 160 с.
Книга «Магия Зеро» продолжает детективную трилогию о талантливой, находчивой, но не слишком уверенной в себе Нине. Как и в книге «Иди и возвращайся», в центре событий не столько преступление, сколько развитие взаимоотношений главных и второстепенных героев. Теперь – в международном масштабе и с пристальным вниманием к прогрессивной науке.
Целый год Нина провела на Сицилии, вдали от родного Петербурга, – её семье пришлось перебраться сюда, скрываясь от преследования. «Магия Зеро» – это приключения с толикой волшебства и психологической драмы, а сама история строится вокруг иллюзиониста Зеро.
В своих рецензиях на сайте конкурса «Книгуру»
читатели-подростки сообщают о том, что им понравилось «описание внутреннего мира» героев, их чувств и переживаний. Юные читатели также оценили атмосферу и «описание мест» в обоих произведениях (в первой части действие происходит в Санкт-Петербурге, во второй – в Италии). Много положительных отзывов получил лихо закрученный сюжет обеих книг.
Писательница признаётся в любви к жанру триллера, поэтому очень осознанно подходит к построению сюжетов. Для неё очень важно удержать интерес читателя к тому, что будет дальше, и она очень тщательно работает над этим. Она говорит, что мечтает когда-нибудь оставить бизнес и стать профессиональным литератором. Пожелаем успеха начинающему талантливому автору.
Литература о творчестве
1. О книге Евгении Овчинниковой «Иди и возвращайся» : отзывы читателей // Лабиринт. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/ book/1002930039-idi-i-vozvraschajsya-evgeniya-ovchinnikova (Дата обращения: 20.02. 2020).
2. Овчинникова, Евгения. Моё книжное детство / Е. Овчинникова // Чтение детям : электронный журнал. – Режим доступа: http://readchildren.ru/blog/moyo-knizhnoe-detstvo-evgeniya-ovchinnikova/ (Дата обращения: 20.02.2020).
3. «Ламбада» на аккордеоне, мокрый хлеб и никакого мороженого : писатели вспоминают детство в 90-е // Лабиринт. – Режим доступа: https://www.labirint.ru/child-now/vspomnit-90e/ (Дата обращения: 20.02. 2020).
4. Лебёдушкина, Ольга. Обзор «Книгуру»-2016 : Евгения Овчинникова. Рассказы / О. Лебёдушкина. – Режим доступа: http://vpereplete.org/2016/11/kniguru-2016-6/ (Дата обращения: 20.02. 2020).
5. Рассказы Евгении Овчинниковой изданы в «КомпасГиде» // Сайт «Книгуру». – Режим доступа: http://kniguru.info/6958 (Дата обращения: 20.02. 2020).
Евгения Овчинникова : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2020. – 8 с. – (Новое имя).