Читать надо то, что интересно, особенно в начале «читательского» пути. И помнить о том, что чтение – это удовольствие. Тогда обязательно найдётся та самая, Ваша книга, с которой начнётся большая любовь к чтению и книгам.
В. Ледерман
Детская писательница Виктория Валерьевна Ледерман появилась на книжном небосклоне недавно. Её дебютная повесть «Календарь ма(й)я» вышла в свет в 2016 году, после того как получила специальный приз детского жюри Международного конкурса имени Владислава Крапивина-2014.
Она родилась 26 февраля 1970 года на Волге, в городе Куйбышеве, который потом стал Самарой. Таким образом, Виктория Ледерман, никуда не переезжая, оказалась в другом городе. И всегда, заполняя анкеты, ей приходится писать названия двух городов: «родилась в Куйбышеве», «проживаю в Самаре».
Окончив факультет иностранных языков Самарского педагогического университета, какое-то время работала в школе. Потом стала репетитором, потому что ей больше нравится обучать детей и взрослых, которые сами этого хотят. И которые любят язык так же, как она.
Виктория Валерьевна Ледерман – финалист и лауреат нескольких литературных премий:
- финалист Международной премии имени Владислава Крапивина 2014 года с повестью «Календарь ма(й)я»
- финалист Международной премии имени Владислава Крапивина 2016 года; специальный приз от организации «Детские и молодёжные социальные инициативы» за повесть «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом "Д"»
- финалист литературной премии имени Корнея Ивановича Чуковского 2016-2017 годов
- финалист конкурса «Новая детская книга» 2016 года с книгой «Василькин, к доске!»
- специальный приз Международной премии имени Владислава Крапивина – Выбор Командора – за произведение «Теория невероятностей» в двух книгах, 2018 год
- третье место Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» за повесть «Теория невероятностей», 2018 год
- победитель премии «Алиса» 2019 года за книгу «Теория невероятностей»
Интервью с писателем: «Мне не нужно придумывать. Достаточно вспомнить либо просто оглянуться вокруг»
– С чего началось ваше вхождение в детскую литературу? Вы ведь стали писателем, уже будучи педагогом с многолетним стажем.
– Литература была со мной всегда, потому что писала я лет с девяти, и мои герои росли вместе со мной. Я даже писала взрослые вещи. Но никогда ничего не издавала, не считая какой-то местной газеты, в которой очень давно напечатали пару рассказов.
Однажды мне попалось на глаза объявление о конкурсе прозы для подростков. И мне первый раз закралась мысль: а почему бы мне не попробовать? Почему я пишу для взрослых? Мне казалось, что я отошла от детской литературы, потому что мои дети уже выросли. Но тут я задумалась: что я могла бы написать именно для подростков? Есть ли мне что им сказать?
И постепенно я вышла на сюжет книги «Календарь ма(й)я». Рукопись отправила на премию Крапивина в 2014 году, и неожиданно она имела успех, её издал «КомпасГид». Вот с этого всё и началось. Мне понравилось, и я продолжаю писать для детей.
– Потом у вас появились книжки с героями помладше…
– Да, возраст моих героев стал уменьшаться. Мне захотелось попробовать написать на любой возраст и посмотреть, что получится лучше. И как-то так получилось, что герои становились всё меньше, меньше и меньше. Недавно я участвовала в конкурсе от «Росмэн» с совсем уже детскими стихами.
– Есть какой-то жанр, который вами ещё не охвачен, но хочется в нём себя попробовать?
– Меня привлекает фантастика, но не «звёздная», а та, которую сейчас называют «городское фэнтези». На встречах мне всё время предлагают написать какой-нибудь «ужастик», но мне такого не хочется.
– «Питомец Гешка» у вас в этом смысле сравнительно новая, особняком стоящая книжка…
– Да, но это всё-таки повесть-сказка больше. Мне нравились с детства именно такие повести-сказки, когда в конце оказывается, что все события случились на самом деле, а не такие, где главный герой заснул и ему всё приснилось. Помню, для меня было очень сильным разочарованием, когда Алиса у Кэрролла в конце проснулась.
– А какие книги вы любили в детстве?
– Я была безумным читателем, читала очень много, практически всё, что было в нашей местной библиотеке. Юрий Сотник, Валерий Медведев, Софья Прокофьева, Виктор Голявкин, Астрид Линдгрен, можно долго перечислять. И Владислав Крапивин, конечно.
– Очень часто вас как писателя сравнивают с Драгунским, с тем же Голявкиным… Не обидно вам слышать такие сравнения: «второй Драгунский», «новый Голявкин»?
– Нет, не обидно. Просто очень-очень странно. Может быть, сравнивают не конкретно меня, а именно школьную повесть как жанр. Ведь когда хотят почитать о школе, что первое приходит на ум? Именно Драгунский, Носов и так далее. А что-то детям всё равно нужно новое, какие-то нюансы современные. И хочется, видимо, чтобы как Драгунский, но на современный лад. Поэтому такое сравнение и возникает.
– А за какими-то современными авторами вы следите? Вообще есть ли у вас такая хорошая ревность к коллегам по писательскому цеху: «Ага, вот эту тему я бы тоже хотела взять, но он успел первым»?
– Да, такое бывало, когда я разрабатывала сюжет «Календаря ма(й)я». Вот есть очень хорошая тема –
«День сурка», да? Но взять её уже нельзя. Что-то подобное с зеркалами было, со временем… я хотела ещё что-то найти. Ну вот получилось так, что я нашла именно движение назад во времени. Оно тоже где-то встречается, где-то обыграно, но чтобы именно дни менялись – мне кажется, этого раньше не было.
– Три героя в «Календаре ма(й)я» очень разные. И все при этом главные. Как они выбирались? Это какие-то типажи или некий случайный подбор? У меня есть свой фаворит среди них…
– А у меня, кстати, нет фаворита. Поэтому, когда я начинала писать главы об одном герое, я отключалась от других и на всё смотрела с его стороны, то есть он в этот момент и был для меня фаворитом. Потом я переключалась, скажем, на Лену. Я влезала как бы в её кожу, представляла, что это всё происходит вокруг меня, со мной, и другими глазами смотрела на эту ситуацию.
– Мне-то как раз больше всего нравится Лена. Может быть, потому, что из-за неё книга перестала быть просто приключенческой и получила какую-то такую очень хорошую глубину.
– С другой стороны, мне нужны были герои с проблемами. Потому что они должны были с этими проблемами справляться. Если бы у каждого всё
было хорошо и гладко, они бы просто попали в ситуацию и так же просто выбрались. Не было бы такого интереса. Потому что одна линия – ребята сражаются со временем, а другая линия – они всё-таки решают какие-то свои проблемы, семейные или какие-то психологические. Именно такие книги мне нравилось самой читать, поэтому именно такие книги я и пишу. Когда есть какой-то нерв, когда есть настоящие отношения между людьми, мне всегда это нравится – в любом жанре, который я читаю. Хоть в фантастике, хоть в детективе. То есть отношения, по моему мнению, должны присутствовать обязательно.
– Ваша писательская ипостась с педагогической в конфликт не вступает? И как это воспринимают ваши ученики?
– Нет никакого конфликта. Я сейчас работаю репетитором, поэтому у меня учеников не так много. Они знают, что я пишу, но сама я это не очень афиширую. Ну, некоторые удивлялись, когда в первый раз приходили ко мне и видели все эти книги: «Как, вы это сами написали? Вот прямо сами-сами?» А один даже спросил: «Вот здесь, на принтере на этом?»
– Большой педагогический опыт не мешает встречаться с читателями? «Ох уж эти дети!..»
– Нет, даже помогает. Я вообще человек закрытый, не люблю выступать, хотя выступление перед
аудиторией мне не ново. В классе это было нормально, потому что я говорила не о себе. Я говорила, скажем, об английской грамматике. И я была там в другом статусе, поэтому всё было по-другому. Мне понадобилось время, чтобы научиться говорить о себе и своих книгах, как о ком-то другом, как о чужих книгах, потому что говорить о себе, об очень личном у меня просто язык не поворачивался. То есть я выходила на аудиторию, думая, о чём я буду говорить. Почему этим людям будет интересно меня слушать? Для чего это всё?
– И какой ответ вы дали себе на эти вопросы?
– Я просто стала отключаться и говорить как не о себе, и всё. Как ещё об одном герое книги.
– У многих авторов есть какие-то личные истории, которые отражаются в книжках. Воспоминания детства, какие-то случаи из жизни… Можете рассказать о чём-то таком, что вошло в ваши книги?
– У меня очень много таких моментов. Я ведь очень много беру из школьной жизни.
Я всегда любила школу. Даже играла в школу, когда была маленькой. Мне очень хотелось всех учить. И когда у меня были подружки маленькие, я сажала их в круг и учила. Они очень возмущались: им не хотелось учиться в школе, а потом ещё учиться у
меня. А я удивлялась: почему они не хотят, если это так интересно? (Смеётся.)
И конечно, я беру какие-то сюжеты из моей школьной жизни, из школьной жизни моих детей, что-то рассказывают друзья и знакомые… Мне практически не нужно придумывать. Достаточно вспомнить какой-то случай либо просто оглянуться вокруг.
Вот, например, в «Василькине…» первый же рассказ, где мальчик забывает дома ранец и приходит в школу в полной уверенности, что он его принёс, – это рассказ о моём сыне.
– А из вашего собственного детства какие-то истории вам вспоминались?
– Ну, вот в книге «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом "Д"» есть момент, когда класс сбегает с урока. У нас была похожая история. Нам в какой-то из дней в расписание неожиданно поставили лишний урок. И весь класс договорился сбежать с этого урока. Все ушли, а я и ещё два человека – остались. Нас водили по всем завучам, но мы никого не выдали. Несмотря на это, у нас долго были проблемы в отношениях с одноклассниками. Они нас не поняли – считали, что мы испугались учителей. Но мы остались не из страха, а по убеждениям. А другие подчинились большинству и убежали…
– Во многих ваших книгах герои встают перед трудным выбором. Что вам помогает не уйти в дидактизм и морализаторство? Где та грань, за которой заканчиваются приключения и начинается мораль?
– Пока я пишу книгу, я этой морали не вижу. Если она потом появляется или читатель её находит, – наверное, это подсознательно вылезает.
У меня есть ситуация, и я от лица героя думаю, как из неё выбраться. Специально туда мораль я не закладываю. Но, наверное, как-то вылезает мой педагогический опыт, раз её видно…
– А как относятся к вашим книгам ваши собственные дети?
– Мои дети уже взрослые. Они сказали: «Мы детские книжки не читаем». Но «Календарь ма(й)я» они всё-таки прочитали, потому что это была первая книга. Она появилась для них неожиданно, это было такое чудо! И мой старший сын прочитал её и сказал: «Ну прямо как будто настоящую книжку читаешь!» Это была похвала такая (смеётся).
– Что вы сами читаете как взрослый читатель?
– В основном подростковую литературу. Дети у меня выросли, и я как-то упустила, что у нас так много хороших подростковых авторов. И я с большим интересом смотрю, что сейчас выходит. К тому же
мне нужно следить, что пишут мои коллеги, – не хочется ведь, чтобы какой-то сюжет у нас повторялся. Из современных подростковых авторов очень люблю Жвалевского и Пастернак, Юлию Кузнецову, Тамару Михееву, Нину Дашевскую, Артура Гиваргизова… Стараюсь следить за современными авторами.
– Ваши книжки очень кинематографичны. Они просто просятся на киноэкран. Были ли предложения об их экранизации?
– Нет, таких предложений не было. Видимо, до режиссёров они ещё просто не дошли.
– Зато они дошли до хороших художников, например, до Ольги Громовой…
– Да, можно считать, что у нас с Ольгой уже сложился такой творческий тандем. Она проиллюстрировала много моих книг, и я этому рада. Дети ведь часто узнают любимые книги по иллюстрациям и обложкам. Для них это тоже своего рода символ книги.
Вот недавно в издательство «КомпасГид» дети прислали свой вариант обложки к «Календарю ма(й)я». Они сфотографировались в тех же позах, в такой же одежде, как и герои книги, которых нарисовала Ольга Громова, и получилось очень интересно!
– А часто дети-читатели вам пишут? И о чём?
– Да, конечно. Дети пишут постоянно – о своих впечатлениях от книги, присылают рисунки, просят писать продолжение.
– Есть ли вероятность, что появятся продолжения у таких популярных, но законченных вещей, как «Календарь ма(й)я»?
– Не думаю. Это было бы просто нелогично.
– Родители обычно задают писателям один и тот же вопрос: как сделать так, чтобы мой ребёнок читал? У вас есть свой рецепт? Ваши дети читают?
– У меня один ребёнок читающий, а другой читает только то, что ему нужно по работе. Но я их никогда не заставляла. И никогда не делала из этого наказания: «Не пойдёшь гулять, пока не дочитаешь!» Я не знаю, как приучить к чтению. Наверное, только своим примером, когда ребёнок видит, что для мамы чтение – это удовольствие. Но у мамы обычно времени мало.
Когда мне на встречах задают этот вопрос, я обычно спрашиваю: «А вы-то сами читаете?» И в ответ обычно слышу: «Да когда?» Но ведь если ребёнок не видит читающих родителей, то он, скорее всего, и сам читать не будет. Заставлять бесполезно. Либо – собственным примером, либо – заинтересовывать. Читать вместе. Останавливаться
на самом интересном месте. Читать по очереди… Но и это не гарантия. Мы читали с детьми по вечерам, и всё равно один ребёнок у меня вырос не читающим.
Я не согласна с мнением, что сейчас дети не читают. Я много бываю в школах и вижу очень много читающих детей. А ведь и в моё время было много не читающих. При этом такого количества интересных занятий, которые доступны детям сейчас, у нас не было. Так что, мне кажется, процент не читающих людей примерно одинаков во все времена. (4)
О книгах Виктории Ледерман
Ледерман, Виктория. Календарь ма(й)я / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2016. – 224 с. : ил.
«Контрамоцию, то есть движение против временного потока, придумали братья Стругацкие и остроумно обыграли в повести «Понедельник начинается в субботу». Фантасты нечасто обращаются к контрамоции. А зря, ведь движение во времени в обратную сторону таит массу возможностей – художественных, нравственно-дидактических…
Фантастическая повесть Виктории Ледерман, основанная на идее контрамоции, воспринимается как яркая вспышка на фоне уныло-вязкой массы безликих фэнтези. Есть ещё авторы, умеющие писать качественную, умную фантастику, которая во времена Стругацких, Брэдбери, Лема называлась социально-психологической и поднимала острые проблемы современности, искала ответы на бытийные вопросы.
Эгоизм и отчуждение людей друг от друга, одиночество и жестокость мира, поиск родственной души и прорыв к свету и доброте – об этом классическая мировая фантастика. И об этом дебютная повесть Виктории Ледерман. Это смесь фантастического триллера со школьной повестью, решающей типичные подростковые проблемы и рисующей правдивую картину взаимоотношений тинейджеров.
В 6 «А» бал правят местные «авторитеты», наглые, избалованные богатыми родителями. В классе беспощадно травят неугодных. Долговязую, нескладную Лену, которая по вечерам моет подъезды (её отец в тюрьме, и надо помогать матери и четверым младшим). Толстого застенчивого «ботаника» Юру. Язвительного и независимого новичка Глеба, не желающих встраиваться в уродливый школьный мирок. И вот трое отверженных оказываются товарищами по несчастью. Во время экскурсии к древней стене с таинственными письменами, предположительно племени майя, Глеб выцарапывает на ней «25.05.2013». Срабатывает древняя магия, и Глеб, а вместе с ним случайно оказавшиеся рядом Лена и Юрасик начинают «жить в обратном направлении». То есть каждое утро оказываются во «вчера». Особенно жутко становится ребятам, когда они понимают, что скоро станут
несмышлёнышами, а потом и вовсе исчезнут. Что сделать, чтобы вернуться в нормальный календарь? Ребята вспоминают, что в «Дне сурка» главный герой вернулся в нормальное время, когда стал делать добрые дела. Нужно отдать должное мастерству автора: «моралите» умело вмонтировано в напряжённый сюжет, наполненный опасностями, тревогой, надеждой. Ребятам, чтобы вырваться из контрамоции, надо прежде научиться быть людьми. Кому – выбраться из панциря самолюбия, эгоизма, цинизма. Кому – победить трусость. И всем – научиться прощать, терпеть (в том числе друг друга) и любить». (1)
Ледерман, Виктория. Первокурсница / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2016. – 256 с. : ил.
«Аннотация и начало повести «Первокурсница» напомнили мне другую недавно прочитанную книгу, которая меня разочаровала, а потому от этой я решила много не ждать. Тон повествования лёгкий, в таком обычно мы пересказываем прошлые
нелепые случаи, собственные ошибки и даже довольно страшные происшествия, когда спустя некоторое время превращаем их в забавный анекдот для тёплой компании. Я настроилась на необременительное и не обязывающее к серьёзным размышлениям чтение. Не могу сказать, что мои ожидания не оправдались совсем, но всё же что-то такое в этой повести есть, и постепенно я прониклась сочувствием и симпатией к её героям.
Семнадцатилетняя Саша учится на первом курсе факультета иностранных языков. Она совершает такие хрестоматийные глупости, которые очень легко и просто совершаются в юности и которые хорошо видны со стороны, но сложнее их оценить «изнутри». Девочкам-подросткам неплохо бы о таких почитать, чтобы самим так не делать, хотя есть несколько «но»: 1) не каждая девочка вообще заинтересуется книгой; 2) уж очень легкомысленный местами тон, боюсь, рассказ о вполне серьёзных опасностях не напугает юных читательниц должным образом; 3) каждый всё же совершает свои ошибки сам, учится на них – и потом, что это за молодость без глупостей, потом и вспомнить нечего будет, верно? Думаю, даже больше книга может понравиться мамам, чем их юным дочкам.
Итак, наша Саша совсем запуталась в своих отношениях с людьми: с мамой, налаживающей
личную жизнь, с двумя отцами (так уж получилось, но оба самые настоящие: один вырастил, другой, биологический, многие годы был лучшим другом), с молодыми людьми, между которыми она совершенно глупо распределяет своё внимание. Ну почему естественные непростые отношения людей из реальной жизни, перенесённые на экран или бумагу, начинают походить на гиперболизированный мексиканский сериал?
Александра и её подруга ищут приключений себе на головы и изрекают массу банальностей о мужчинах. Сашка убеждена, что все мужчины такие-сякие, при этом её нисколько не смущает, что сама она задалась целью отбить чужого парня, превратив его в «такого-сякого». А настоящей любви, верных друзей и беспокоящихся о ней родных людей, на которых вовсе незачем копить обиды, она в упор не видит. Пока. Какие-то из свалившихся на голову приключений всё же должны открыть девушке глаза.
Читается повесть очень легко и весело, понравились отношения Сашки с подругой, моменты, связанные с учёбой, заставили смеяться и ностальгировать, тронула сюжетная линия с кошкой. В целом повесть оставила гораздо более приятное ощущение, чем я ожидала, и дочери я её все же предложу, правда, попозже, лет в 15-16». (9)
Ледерман, Виктория. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2018. – 128 с. : ил.
«Ради любви – первой в жизни! – Егор и Никита готовы на всё. Купить на скопленные деньги огромный букет цветов, засыпать единственную-неповторимую подарками, чудом достать билет на желанный для неё концерт – пожалуйста! Вот только влюбились друзья в одну и ту же девочку – новенькую в пятом «Д», Ангелину. Да что там билеты и цветы: кто из них готов рискнуть жизнью ради любимой и что дороже – любовь или мужская дружба? Неважно, что им всего одиннадцать: чувства – самые настоящие! И нестандартный характер предмета их любви только доказывает, что всё в этой жизни бывает по-взрослому, и это совсем нелегко.
Книга Виктории Ледерман написана в форме чередующихся монологов трёх главных героев. Повествование переключается то на размышления Ангелины, которая жаждет внимания и ловко
манипулирует одноклассниками, то на метания добродушного хулигана Егора, то на переживания рефлексирующего «ботаника» Никиты. Следить за эволюцией Егора, Никиты и Ангелины, за их мыслями и чувствами – процесс увлекательный и волнующий!
Вечный для взрослой и необычный для детской литературы сюжет – любовный треугольник – переживается его участниками в одиннадцать лет столь же остро, как и в старшем возрасте. Сквозь узнаваемые реалии наших дней проступают детали, перекочевавшие из детской классики: мальчишеское геройство, чувство локтя, закаляющиеся от страницы к странице характеры. И повесть о современных пятиклассниках вдруг оказывается мостиком к внутреннему росту и взрослению.
«Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д» продолжает традиции первых двух книг Виктории Ледерман – «Календарь ма(й)я» и «Первокурсница»: она такая же кинематографичная и насыщенная событиями, такая же неназидательная и зовущая к обсуждению». (3)
Ледерман, Виктория. Уроков не будет! / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2016. – 256 с. : ил.
«Рассказ, как известно, самый трудный прозаический жанр, а рассказ для детей – вообще высший писательский пилотаж. Не так уж много в российской детской литературе второй половины ХХ века таких мастеров. Носов, Драгунский, Голявкин, Юз Алешковский… И вот – Виктория Ледерман и её сборник школьных рассказов. Лучший подарок ученикам начальной школы (в её героях они узнают себя). А также их родителям. И учителям.
Четыре рассказа соответствуют четырём классам «началки». Ситуации, описанные в них, хорошо узнаваемые. Вот избалованная мамой-одиночкой первоклассница из рассказа «Маргарита и дядька Пират», которая не желает ходить в школу. Педагоги всё чаще сталкиваются с такими детьми – несоциализированными, своенравными. Но их ведь тоже надо учить и социализировать. А как? Подавлять, унижать, ломать волю? «Дядьке Пирату» в
рассказе удалось превратить воинствующую двоечницу-бунтарку в мотивированную отличницу. Кое-какие его приёмы пригодятся взрослым читателям.
Проблема детей, чьи родители развелись, в современной отечественной детской литературе не получила ещё такого развития, как за рубежом. Виктория Ледерман сумела сказать об этой болезненной теме без надрыва и сентиментальщины, спокойно и с долей спасительного юмора («Второй «Б» не играет»). А мысль героя рассказа второклассника Вани Царёва, что «не обязательно жить вместе, в одном доме, чтобы оставаться большой и дружной семьёй», ломает сложившиеся обывательские стереотипы по отношению к детям из неполных семей.
Рассказ «"Пардон", "мерси" и "о-ля-ля"» – о радости учения вообще и изучения иностранного языка в частности. А последний в сборнике рассказ «Ненавижу Мирона Соломатина!» по художественной силе достоин войти в обойму лучших произведений отечественной литературы для школьников». (2)
Ледерман, Виктория. К доске пойдёт… Василькин! / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2018. – 112 с. : ил.
«K доске пойдёт… Bacилькин!» Эти комические истории будут понятны и интересны даже первоклассникам. Родителям точно не придётся заставлять детей читать, они сами c удовольствием это сделают.
Bce истории рассказаны от первого лица учеником 3 «A» класса Димой Василькиным. Как маме мальчика мне показалось, что главный герой похож на обычного мальчишку 9 лет. Со своими желаниями выделиться и нежеланиями приложить к этому усилия. Hecкoлькo рассеянный, но не желающий этого признать. Он просто хочет чувствовать себя взрослым, ведь уже не первоклашка там какой-то и даже не второклассник. Ho вот беда, он часто попадает в нелепые ситуации. Правда, из каждой можно сделать правильные выводы.
Taк, в рассказе «Гора на плечах» Диме пришлось прочувствовать суть этого выражения на себе. Взяв
без разрешения смартфон закадычного друга Костика, мальчик случайно разбил экран аппарата. Поначалу он попытался выкрутиться из ситуации, как поступает в большинстве случаев любой ребёнок, но в итоге понял, что совесть – это не просто слово, которое легче воздуха, a тяжелее муки, не дающее ни есть, ни спать, ни делать уроки.
B нескольких историях упоминается радость школьников из-за отсутствия домашних заданий или некая ленца в их осуществлении. Многим родителям известна способность детей оттянуть выполнение заданного на дом до последнего момента. Taк, в рассказе «Лучше раньше, чем никогда» Дима остался c недоученными уроками, потому что очень хотелось побыть c друзьями родителей, послушать интересные рассказы, спеть караоке. Ведь самое хорошее и интересное – у взрослых! И, как мама ни пыталась настоять на учёбе, мальчик всё же пришёл в класс неподготовленным. Как назло, учительница решила проверить тетради, и нужно было как-то оправдываться. Чем? Конечно, гостями! Затем, на неделе, был плохо написанный диктант и невыученное стихотворение, каждый раз ученик объяснял это… гостями, которые шумели и не давали ему заниматься. Что, конечно же, вынудило учительницу позвонить родителям. Как закончилась история, вы узнаете, прочитав книгу.
Кстати, уверена, что многие родители посмеются над знакомыми ситуациями, переживаниями и в некоторой степени удивятся, насколько похоже поведение наших деток. A некоторые, возможно, почерпнут для себя полезное в реакции мамы и папы Димы Василькинa. Беседы сына c отцом здесь имеют более глубокий характер, чем c мамой». (7)
Ледерман, Виктория. Теория невероятностей. Комплект из 2-х книг / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2019. – 376 с. : ил.
Новая повесть Виктории Ледерман – первая, разбитая на две книги.
«Невероятно интересная книга «Теория невероятностей» Виктории Ледерман, вероятно, станет для многих читателей настоящим книжным сюрпризом. Казалось бы, как ещё автор может удивить после искромётных рассказов из сборника «К доске пойдёт… Василькин», увлекательной истории с игрой во времени
«Календарь ма(й)я», взрослой «Первокурсницы»? Но, как говорится, нет предела совершенству, а это значит, что будем удивляться, радоваться и читать с удовольствием, восхищаясь талантом писателя.
Многие, прочитавшие повесть, сравнивают её с книгой «Календарь ма(й)я». Да, конечно, книги похожи, ведь обе они про дружбу. Для многих ребят поиски настоящего друга, «родственной души» становятся настоящей проблемой. А когда попытки не приносят результата или – ещё хуже – разочаровывают, ребёнок замыкается в себе или ищет замену в социальных сетях, компьютерных играх. Так же случилось и с главным героем повести Матвеем. После неприятного случая ещё в начальной школе мальчик отказывается от всех дружеско-приятельских связей с одноклассниками, надев маску безразличия и равнодушия ко всему происходящему в классе и школе.
Несмотря на то что действие книги происходит в выдуманной, фантастической ситуации, придуманный мир очень реальный. Ведь это не инопланетяне, не монстры, не космические корабли или далёкие галактики, а те же самые одноклассники, тот же учитель и даже школа та же самая. Квартира, родители – всё как обычно. Но только у мамы вместо Матвея – дочь Милослава, а никакого Матвея она знать не знает. В этой вероятности его просто нет и
никогда не было. Вот и приходится Матвею, не имея друзей в своем мире, заново знакомиться с одноклассниками, просить помощи и даже помогать самому. Главный герой оказывается в ситуациях, когда отчуждённость от сверстников не только мешает, но и становится угрозой его жизни. Волей-неволей приходится налаживать контакты.
На протяжении всей повести видно, как идёт изменение характера главного героя, как меняются его взгляды. Матвей взрослеет, учится понимать других, смотреть на ситуации со стороны другого человека, становиться менее эгоистичным. Мальчик понимает, что только друзья, самопожертвование, взаимовыручка и сопереживание помогут в трудную минуту. Затронута в книге тема и детско-родительских отношений. И если в начале книги фаза «Лучше бы я вообще не рождался» брошена Матвеем маме сгоряча, необдуманно, то к концу повести она приобретает невероятно большой смысл.
Книга написана очень реалистично. Веришь каждому слову, переживаешь за Матвея, как за себя. Сюжет динамичный и лихо закрученный. Как же было обидно, досадно и страшно за мальчика, но невероятно интересно читать, когда оказалось, что вероятность не одна и что теперь надо начинать всё сначала. Конечно же, книга заканчивается хорошо, как же иначе? Матвей добирается до своей
привычной вероятности, но тот ли это Матвей, каким он был в начале книги? Уроки преподнесены, выводы сделаны, осталось только следовать им, даже если порой трудно, страшно или сложно поступать правильно. Закрывая книгу, мне было жалко расставаться с полюбившимися героями. Уверена, юные читатели не раз вернутся к двум ярким томиками, чтобы снова окунуться в невероятные приключения «Теории невероятностей». (8)
Ледерман, Виктория. Питомец Гешка / В. Ледерман. – Москва : Аквилегия-М, 2019. – 224 с. : ил. – (Смешные истории).
Это единственная книга автора, вышедшая не в «КомпасГид», а в другом издательстве. Повестей в книге две: «Питомец Гешка» и «Кошкология и котоведение Тима Усатого».
«Первая – рассказ о братьях наших меньших, который учит человеческому отношению к животным, объясняет ребёнку, что домашние зверьки – не игрушки. В относительно небольшой повести автор поднимает много вопросов:
как ухаживать за питомцами, как и чем их кормить, стоит ли с ними играть. А начинается история с родительского собрания в школе, срочно собранного возмущённым учителем. Он объяснят, что дети ужасно обращались с животными приехавшего в школу зверинца: ёжиком играли в футбол, кроликов запихивали в шапки, запускали «воздушного змея» – ужа, стреляли в попугая из водяного пистолета, катали черепаху на радиоуправляемой машинке и т. д. Учитель даёт родителям задание: в воспитательных целях завести дома животное.
Так главный герой книги Гена (все называют его Гешкой) получает от родителей попугая, а от других родственников – двух мышей-песчанок и ящерицу. Игры с животными на дне рождения мальчика заканчиваются плохо: мыши теряются, попугай улетает, а ящерица остается без хвоста. Причём дети не желают питомцам зла. Напротив, они думают, что «развлекают» питомцев, скрашивают им жизнь.
Испугавшись гнева родителей, Гешка пошёл искать птичку в зоомагазин. И там с ним произошло нечто странное. Гешка очутился в клетке! У него было всё: уютный дом, вдоволь фруктов и даже горка с качелями. Только каждый день приходили гигантские мышки, прилетал попугай, доставали его из клетки и «играли» с ним. Постепенно Гешка осознаёт, каким плохим хозяином он был. Это происходит не сразу,
ведь он был уверен, что его домашним питомцам очень с ним повезло.
Вторая повесть называется «Кошкология и котоведение Тима Усатого». Её герой – второклассник Тим Усатов. Он получил в школе задание: что-то исследовать и записать свои наблюдения. Тема для наблюдения появилась сама: к двери Тима пришёл кот. Чёрный кот с белой полосой на шее, будто воротничок рубашки торчит из-под фрака. Родители разрешили оставить кота, и Тим начал свои наблюдения. Очень забавно описываются его впечатления, поведение кота, выводы, которые делает Тим. Но самое главное – кот стал настоящим другом, чуть ли не лучшей частью жизни мальчика. И вдруг всё закончилось. Нашлись хозяева кота и забрали его. Тимофей не на шутку загрустил, бросил свою исследовательскую работу... Но спустя несколько дней кот вернулся! Потому что и Тим стал для кота другом (кстати, оказалось, что его тоже звали Тимом!).
Вот такие две незамысловатые истории (одна – практически сказочная, вторая – без намёка на волшебство) составляют эту книгу». (6)
Ледерман, Виктория. Светлик Тучкин и Пузырь желаний / В. Ледерман. – Москва : КомпасГид, 2019. – 264 с. : ил.
Школьная жизнь Светлика Тучкина превращается в фантастические приключения. Он путешествует из прошлого в будущее, из будущего в прошлое – без помощи всяких машин времени. Как? Он и сам этого не знает! Есть фея и есть огромный мыльный пузырь, внутри которого желания Светлика сбываются, но почему-то всегда немного не так, как он хочет.
А начинаются приключения 7-летнего мальчишки в первом классе, где ему совсем не нравится. Закорючки-прописи, скучные примеры, обязательное чтение – в детском саду ничего такого не было, только знай себе играй! «Вот бы вернуться в то счастливое время», – думает однажды Светлик и вместе с двоюродным братом Родькой придумывает, казалось бы, идеальный план.
«Как же мы ждали этой новинки! У всей семьи просто восторг от того, что наша любимая Виктория Валерьевна Ледерман написала новую
книгу! Теперь набраться терпения, когда же мы её получим!» (10)
Литература о творчестве
1. Богатырёва, Наталья. Невероятные приключения контрамотов / Н. Богатырёва // Читаем вместе. – 2016. – № 7. – С. 37.
2. Богатырёва, Наталья. Школьные рассказы: жанр жив! / Н. Богатырёва // Читаем вместе. – 2017. – № 10. – С. 35.
3. Эйхвальд, Наталья. Настоящие страсти пятого «Д» / Н. Эйхвальд // Библиотека в школе. – 2017. – № 5/6. – С. 38.
4. Ледерман, Виктория. «Мне не нужно придумывать. Достаточно вспомнить либо просто оглянуться вокруг» / В. Ледерман // https://www.labirint.ru/child-now/intervyu-s-lederman/.
5. О книгах Виктории Ледерман // http:// www.godovenok.ru/books/lederman.html.
6. Отзыв на книгу В. Ледерман «Питомец Гешка» // https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3247775.
7. Солдатова, Виктория. «К доске пойдёт… Василькин!» : Книга Виктории Ледерман о школьниках для школьников // https://www.millionairekids.ru/.
8. Шахова, Светлана. О книге В. Ледерман «Теория невероятностей» // https://mybookland.ru/viktoriya-lederman-teoriya-neveroyatnostej/.
9. Филиппова, Елена. О книге В. Ледерман «Первокурсница» // https://icanread.ru/viktorija-led erman-pervokursnica/.
10. Отзывы на книгу «Светлик Тучкин и Пузырь желаний» // https://www.labirint.ru/reviews/goods/686167/.
Виктория Ледерман : дайджест для руководителей детского чтения / Приморская краев. дет. б-ка ; сост. А. С. Черноморская ; корректор Н. А. Лепеева. – Владивосток, 2019. – 16 с. – (Новое имя).